Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Проблемы адаптации молодых педагогов в высших учебных заведениях (на примере Алтайского края)

М.М. Иванова, А.В. Томас, Н.Э. Родичев
80,00 ₽

УДК 378

DOI 10.20339/AM.08-23.064

 

М.М. Иванова,

канд. пед. наук,

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

e-mail: arinagleb17@rambler.ru

А.В. Томас,

преподаватель

Барнаульский юридический институт МВД России

e-mail: toarvl@yandex.ru

Н.Э. Родичев,

магистрант,

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

e-mail: future1199@icloud.com

 

Профессиональное становление личности — многоуровневый процесс, охватывающий продолжительный период онтогенеза человека от зарождения профессиональных интересов до момента завершения профессиональной деятельности. Одним из важнейших этапов, во многом определяющим успешность профессионального становления, выступает адаптация к профессиональной деятельности. Адаптация представляет собой процесс «вхождения» в профессию, приобретение знанияй, умений, навыков, необходимых для овладения ею. Проблема профессиональной адаптации вызывает научный интерес с позиции различных дисциплин: педагогики, психологии, социологии, профориентологии, акмеологии и т.д. Проведенное исследование базируется на системном и междисциплинарном подходах. В данной статье авторами осуществлен теоретический анализ проблемы адаптации молодых педагогов, выделены и охарактеризованы основные виды адаптации: социальная, психологическая, профессиональная. Статья содержит результаты социологического исследования, связанного с адаптацией молодых педагогов в высших учебных заведениях Алтайского края. Результаты проведенного исследования позволили выделить проблемы, затрудняющие адаптацию молодых педагогов в вузе. Данные проблемы в полной мере отражают реалии современной системы высшего профессионального образования. Проведенное исследование может представлять научный интерес в первую очередь для студентов на этапе завершения профессионального образования, молодых педагогов, а также для ученых, в сферу интересов которых входит профессиональное развитие личности.

Ключевые слова: профессиональное развитие, процесс адаптации, проблемы адаптации, молодые педагоги, высшее профессиональное образование.

 

Литература

 

1. Балезина Е.А. Молодой преподаватель: к вопросу определения понятия // Вестник Пермского университета Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 2. С. 280–288.

2. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. (Ч. 4–9). СПб.: Пони, 2010. 316 с.

3. Одинокая М.А., Карпович И.А. Современное состояние проблем адаптации преподавателей на начальном этапе работы в вузе // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 211–214.

4. Прохорова И.К. Актуальные проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019. № 1 (23). С. 130–137.

5. Академический рынок труда в России столкнулся с проблемой старения [Электронный ресурс]. URL: https://rsr-online.ru/news/2022/12/20/akademicheskij-rynok-truda-v-rossii-stolknulsya-s-problemoj-stareniya/ (дата обращения: 08.04.2023).

6. Русакова Е.И., Синякова М.Г., Слободчикова П.С. Адаптация и дезадаптация персонала: теория и практика: пособие для студентов и слушателей по образовательным программам в области управления персоналом и практических специалистов кадровых служб / науч. ред. М.Г. Синякова. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2012. 122 с.

7. Nunan D. Research methods in language learning. CUP UK, 1992. 249 p.

8. Ur Penny. A course in language teaching. CUP UK, 1996. 375 p.