УДК 316.4
Н.Н. Губанов,
д-р филос. наук, доцент,
профессор Департамента гуманитарных наук
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
e-mail: gubanovnn@mail.ru
Вдумчивое изучение исторического процесса со всеми его взлетами и падениями позволяет утверждать, что во всех переломных моментах развития человечества отчетливо проявляла себя такая характерная особенность общественного сознания, как его гуманитарно-инструментальный дуализм. Предметом данного исследования является взаимообусловленная и взаимодополняющая эволюция двух параметров социального интеллекта — технического и гуманитарного. Содержательно статья делится на две части. В первой обсуждаются возможности использования разума в сфере морали. Приведено изложение одного из главных козырей этических скептиков (нонкогнитивистов) — гильотины Д. Юма, и сделан вывод о том, что она только ограничивает способы обоснования моральных норм, но не исключает такой перспективы в принципе. Рассмотрены некоторые основоположения этического когнитивизма, и высказано твердое убеждение, что именно этот подход должен культивироваться системой образования для вынесения оправдательного приговора разуму в области морали. Вторая часть статьи посвящена описанию различных аспектов модели техно-гуманитарного баланса. Показано, что современность отмечена болезненным процессом культурно-психологической притирки к новым информационно-коммуникационным технологиям. Выделены два уровня этого процесса — глобальный и экзистенциальный. Дана оценка роли сферы образования в смягчении притирки и повышении ее эффективности на каждом из описанных уровней.
Ключевые слова: техно-гуманитарный баланс, гильотина Юма, этический когнитивизм, информационно-коммуникационные технологии, притирка, образование.
Литература
1. Назаретян А.П. Нелинейное будущее. Мегаисторические, синергетические и культурно-психологические предпосылки глобального прогнозирования. М.: Издательство МБА, 2013. 440 с.
2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. СПб.: Петрополис, 1996. 736 с.
3. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. М.: Мысль, 1974. 175 с.
4. Ивин А.А. Теория аргументации. М.: Гардарики, 2000. 416 с.
5. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М.: ВЛАДОС, 2000. 800 с.
7. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие СПб.: Наука, 2001. 382 с.
8. Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Проблема практического дискурса: обоснование моральных норм // Вестник Славянских культур. 2021. № 62. С. 129–142. DOI: 10.37816/2073-9567-2021-62-129-142
9. Губанов Н.Н., Губанов Н.И., Волков А.Э. Перспективы этического когнитивизма // Гуманитарный вестник. 2021. Вып. 6. DOI: 10.18698/2306-8477-2021-6-750
10. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосиб. университета, 1995. 535 с.
11. Губанов Н.Н., Губанов Н.И. История научных идей сквозь призму идей философских // Диалог со временем. 2021. № 76. С. 5–19. DOI: 10.21267/AQUILO.2021.76.76.026
12. Губанов Н.Н., Губанов Н.И. Образование как несущая структура общества знания // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 10. С. 30–38. DOI: 10.20339/AM.10-22.030
13. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.
14. Назаретян А.П. Нелинейное будущее: сингулярность XXI века как элемент мегаистории // Век глобализации. 2015. № 2. С. 18–34.