Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Использование технологий искусственного интеллекта в управлении предприятием: социологический аспект

Д.А. Белобородов
80,00 ₽

УДК 65:004.8

DOI 10.20339/AM.07-23.085

 

Д.А. Белобородов,

аспирант

Институт экономики и управления

Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

e-mail: dab62@yandex.ru

 

В статье представлены социологические направления управления современным предприятием, обоснована актуальность применения технологий искусственного интеллекта в управлении предприятием, проведена классификация технологий искусственного интеллекта, а также потенциальные риски и проблемы применения данных технологий. Актуальность статьи обусловлена тенденцией к цифровой трансформации и внедрению искусственного интеллекта в различные сферы управления предприятием, а также новой ролью технологий искусственного интеллекта как «драйвера» модернизации бизнес-процессов. Методами научного исследования выступают: анализ и синтез информации, представленной в исследованиях российских и зарубежных ученых, а также эмпирические данные, полученные в результате внедрения технологий искусственного интеллекта в IT-компании. В результате прикладного социологического исследования были обнаружены и объяснены преимущества и риски использования технологий искусственного интеллекта, выявлены проблемы, связанные с их интеграцией в управление предприятием. Теоретическая значимость работы состоит в том, что предложены теоретико-методологические основания применения технологий искусственного интеллекта, и хотя существует множество материалов, посвященных определению значимости новых технологий, все еще ощущается недостаток исследований, освещающих социологический аспект формирования новой «гибридной» социальной среды и культуры предприятия. Статья раскрывает социологический аспект интеграции искусственного интеллекта в бизнес-практики, анализирует различные подходы к определению роли и значимости человеческого интеллекта и «нечеловеческих интеллектуальных субъектов».

Ключевые слова: социология управления, искусственный интеллект, принятие решений, гибридная социальная среда, искусственная социальность.

 

Литература

  1. Глухих В.А., Елисеев С.М., Кирсанова Н.П. Искусственный интеллект как проблема современной социологии // Дискурс. 2022. Т. 8. № 1. С. 82–93.
  2. Горина Е.В., Клюшина У.К. Искусственный интеллект для управления предприятием малого бизнеса в реальном времени // Региональная информатика (РИ-2022): Юбилейная XVIII Санкт-Петербургская Международная конференция. Санкт-Петербург, 2022. С. 490–491.
  3. Горина Е.В., Клюшина У.К. Искусственный интеллект для управления предприятием в реальном времени // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2022. № 1. С. 30–33.
  4. Зарубин В.Г. Социология управления / под ред. В.Г. Зарубина, В.А. Семенова. М.: Юрайт, 2020. С. 42–47.
  5. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко. М.: Изд. дом ВШЭ, 2014. 384 с.
  6. Морхат П.М. Искусственный интеллект: правовой взгляд: монография. М., 2017. 420 c.
  7. Наумов В.Б., Камалова Г.Г. Вопросы построения юридических дефиниций в сфере искусственного интеллекта // Труды Института государства и права РАН. 2020. Т. 15. № 1. С. 81–93.
  8. Понкин И.В., Редькина А.И. Искусственный интеллект с точки зрения права // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Юридические науки. 2018. Т. 22. № 1. С. 91–109.
  9. Резаев А.В. Двенадцать тезисов об искусственном интеллекте и искусственной социальности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. No. 1. С. 20—30. DOI: 10.14515/monitoring.2021.1.1894.
  10. Руденко Л.Г., Бондарев А.В. Развитие искусственного интеллекта в бизнесе // Устойчивое развитие: исследования, инновации, трансформация: Материалы XVIII Международного конгресса с элементами научной школы для молодых ученых. Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2022. С. 1262–1268.
  11. Шакир Р.А. «Понимающая социология» М. Вебера и цинизм как форма общественного поведения // Философия и культура. 2019. № 4. С. 1–11.
  12. Яблонский П.К., Резаев А.В., Трегубова Н.Д. и др. От искусственного интеллекта к искусственной социальности. М.: ВЦИОМ, 2020. 258 с.
  13. Boden M. AI: Its Nature and Future. Oxford: Oxford University Press, 2016. 156 p.
  14. Kwilinski A., Tkachenko V., Kuzior A. Transparent Cognitive Technologies to Ensure Sustainable Society Development // Journal of Security and Sustainability Issues. 2019. Vol. 9. No. 2. P. 561–570.
  15. Ransbotham S., Kiron D., Candelon F., Khodabandeh S., Chu M. Achieving Individual and Organizational Value with AI [Electronic resource] // MITSloan Management Review. 2022. URL: https://sloanreview.mit.edu/projects/achieving-individual-and-organizational-value-with-ai/ (дата обращения: 03.03.2023).
  16. Russell S., Norvig P. Artificial Intelligence: A Modern Approach. In: Pearson Education Limited. Malaysia, 2016. 1136 p.
  17. Artificial Intelligence in Society [Electronic resource] // OECD. 2022. URL: https://www.oecd.org/digital/artificial-intelligence/ (дата обращения: 03.03.2023).
  18. PwC’s Global Artificial Intelligence Study: Sizing the prize [Electronic resource] // PWC. 2023. URL: https://www.pwc.com/gx/en/issues/data-and-analytics/publications/artificial-intelligence-study.html (дата обращения: 03.03.2023).