УДК 378+005.94
Н.Р. Куркина,
д-р экон. наук, профессор
кафедры менеджмента и экономики образования
e-mail: nadezhda.kurkina18@mail.ru
С.В. Потапов,
канд. экон. наук, доцент
кафедры менеджмента и экономики образования
e-mail: s-potapov@mail.ru
В.А. Прошина,
студентка профиля «Математика. Экономика»
e-mail: vlada.proschina@yandex.ru
Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск
В условиях стремительной цифровизации и сложной конкурентной борьбы перед образовательными организациями, желающими реализовать свои программы, возникают новые трудности, правильное разрешение которых значительно способствует повышению престижа вуза. В статье авторы дают характеристику особенностям функционирования образовательного франчайзинга в системе образования, приводят негативные и позитивные элементы франчайзинга, анализируют результаты комплексного применения дистанционных технологий в образовании и системе работы по франчайзингу, а также рассматривают факторы, влияющие на сложности при внедрении франчайзинга и перспективы развития подобной системы на примере Мордовской Республики. В статье отмечается безусловное преимущество технологий дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 и перспективы его применения в будущем. Особое внимание в статье акцентируется на развитии образовательного франчайзинга для образовательных организаций, который в условиях высокой конкуренции позволит привлечь дополнительных потребителей образовательных услуг за счет дистанционных технологий и актуализации новых знаний. Авторы подтверждают, что использование системы дистанционного образования через образовательный франчайзинг позволит повысить потенциал развития бизнес-модели франчайзинга как в республике, так и на всей территории РФ, создав единое образовательное пространство.
Ключевые с лова: дистанционное образование, образовательный франчайзинг, маркетинг в образовании, влияние пандемии, цифровизация образования, престиж региона, EdTech.
Литература
- Барышева Е.В. Элементы франчайзинга в системе высшего образования: сб. науч. статей Всерос. науч.-практ. конф. М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2020. С. 36–41.
- Бизнес-образование все чаще использует EdTech. URL: https://vc.ru/services/303097-biznes-obrazovanie-vse-chashche-ispolzuet-... (дата обращения: 15.04.2023).
- Борзов А.В. Франчайзинг как особый вид предпринимательской деятельности // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 467–469. URL: https://moluch.ru/archive/363/81209/ (дата обращения: 27.03.2023).
- Ищук А.С. Франчайзинг и COVID-19: адаптация, тренды и потенциал в восстановлении экономики // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/franchayzing-i-covid-19-adaptatsiya-tr... (дата обращения: 14.04.2023).
- Кулькова В.Ю. Реализация государственной поддержки социального предпринимательства в развитии услуг социальной сферы в региональных практиках // Вопросы управления. 2021. № 2 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-gosudarstvennoy-podderzhk... (дата обращения: 21.04.2023).
- Куркина Н.Р., Потапов С.В., Потапова Л.Н. Исследование дистанционной занятости педагогических работников в условиях цифровизации экономики // Фундаментальные исследования. 2022. № 6. С. 35–39. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=43268. DOI: 10.17513/fr.43268
- Напалкова И.Г., Десяев Д.Г. Высшее образование как инструмент формирования конструктивного имиджа региона (на примере Республики Мордовия): сб. трудов конф. «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Забайкалья». Чита: Забайкальский государственный университет, 2019. С. 198–200.
- Оборин М.С. Влияние пандемии COVID-19 на образовательный процесс // Сервис в России и за рубежом. 2020. № 5 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pandemii-covid-19-na-obrazova... (дата обращения: 01.04.2023).
- Российский франчайзинг 2022 — статистика от franshiza.ru. URL: https://franshiza.ru/article/read/statistica_rynka_franshizinga_2022/ (дата обращения: 27.03.2023).
- Сойак Е. О релокации и трендах франчайзинга-2023. URL: https://buybrand.ru/articles/72971/ (дата обращения: 27.03.2023).
- Щукин Д.В. Образовательный франчайзинг как форма продвижения вузовских инноваций на рынке образовательных услуг // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 3 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-franchayzing-kak-forma-... (дата обращения: 09.04.2023).