Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

«Открывая» университет: на пути синтеза «предпринимательского университета» и «университета культуры»

А.А. Юрганов, О.В. Свистун, И.С. Фомопуло
80,00 ₽

УДК 378:1

https://doi.org/10.20339/AM.05-23.029

 

А.А. Юрганов,

канд. филос. наук, доцент

кафедры философии, психологии и педагогики,

лин-тренер в учебном центре «Фабрика процессов»

Кубанский государственный медицинский университет  Минздрава России

ORСID 0000-0003-1153-5011

e-mail: ssssss1984@mail.ru

О.В. Свистун,

ассистент кафедры поликлинической терапии

с курсом ОВП (семейной медицины) ФПК и ППС;

лин-тренер в учебном центре «Фабрика процессов»

Кубанский государственный медицинский университет Минздрава России

ORCID 0000-0003-2765-6328

e-mail: osvistun83@gmail.com 

И.С. Фомопуло,

студентка лечебного факультета

Кубанский государственный медицинский университет  Минздрава России

ORCID 0009-0001-4499-5893

e-mail: irinafomopulo0@gmail.com

 

После разрушения классического университета на его место почти повсеместно встал «закрытый» по своей сути «университет совершенства» Б. Ридингса. Вопрос в том, что должно прийти ему на смену? Наша задача — попытаться концептуально описать сущность Университета 3.0 как реальной альтернативы «закрытому» «университету совершенства». Ведущая гипотеза — Университет 3.0 не может быть понят исключительно как «предпринимательский университет» Б. Кларка, в котором создана среда для внедрения научных инноваций в жизнь, но забыты идеи «автономии мышления» (из-за их неутилитарности) и Культуры как основы взращивания личности, которая должна быть поднята на уровень своего времени (Ортега-и-Гассет). Именно культура в университете должна стать пространством встречи науки и технологий, исследований и бизнеса, а сам университет — средством трансформации культуры (А. Аузан). В данной работе мы постарались создать концептуальное пространство для ответа на вопрос — а как этого достичь. 

Ключевые слова: университет 3.0, «открытый университет», «предпринимательский университет», «университет культуры», «университет совершенства», Ортега-и-Гассет, «третья миссия» университета.

 

Литература

1. Волков А., Мельник Д. Университетская автономия и подотчетность в российском высшем образовании // Международное высшее образование. 2018. Т. 94. С. 31–33. https://doi.org/10.6017/ihe.2018.0.10545 (дата обращения: 11.04.2023).

2. Лиотар, Жан-Франсуа. Состояние постмодерна / пер. с фр. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 159 с.

3.«Манифест Гуманной педагогики». URL: https://vk.com/doc16057611_647943524?hash=um56uF2ccCC3ihW35p1b1jHMSQxuYQhsAIk2ZGo2v0o&dl=GM4DOOJVGA2TKOI:1667484687:HwhAiuzW81oetf3CxDGIvwzfkw3vtf6LY9gLRsdsTIz&api=1&no_preview=1. (дата обращения: 05.12.2021).

4.«Манифест Гуманистической педагогики». URL: https://vk.com/doc16057611_647943521?hash=C5vVxfgkSYcnDKIAzldXNsTKrUMxTe48stXLXKRocBE&dl=GM4DOOJVGA2TKOI:1667484687:mgWazWKjEkGOUdwuLSWJ6HS4m8rZvCZCUvfmHhsupIz&api=1&no_preview=1 (дата обращения: 05.12.2021).

5. Иглтон, Терри. Медленная смерть университета: монография / пер. с англ. М.: Научно-просветительский журнал «Скепсис», 2015. 15 c.

6. Остапенко А.А., Хагуров Т.А. Человек исчезающий. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2012. С. 175.

7. Дорр, Джон. Измеряйте самое важное. Как Google, Intel и другие компании добиваются роста с помощью OKR / пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 334 с.

8. Ридингс, Билл. Университет в руинах / пер. с англ. М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высш. шк. экономики, 2010. 299 с.

9. Хайдеггер, Мартин. Бытии и времени / пер. с нем. Харьков: Фолио, 2003. 509 c.

10. Исаева Т.Е. Учебная нагрузка преподавателя вуза и другие факторы, влияющие на эффективность его профессиональной деятельности // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-nagruzka-prepodavatelya-vuza-i-drugie-faktory-vliyayuschie-na-effektivnost-ego-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.03.2023).

11. Борисова А.А., Дмитриева Л.И., Рязанцева И.В. Кадровое обеспечение вуза: ограничители роста и результативности // Экономика труда. 2020. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovoe-obespechenie-vuza-ogranichite... (дата обращения: 12.03.2023).

12. Научно-образовательный портал IQ: URL: https://iq.hse.ru/news/177663754.html (дата обращения: 10.04.2023).

13. Соколова, Виктория. Серые кардиналы образования. Кто стоит за «реформами» по ликвидации всеобщей грамотности в стране // Совершенно секретно, 2011. № 4, апрель. URL: http://www.flb.ru/info/48680.html (дата обращения: 14.05.2022).

14. Аликин В.А. Игра и реальность в философии Ж. Бодрийяра // Вестник ВУиТ. 2014. № 1 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-i-realnost-v-filosofii-zh-bodriyyara (дата обращения: 11.04.2023).

15. Ортега-и-Гассет, Хосе. Миссия университета. М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высш. шк. экономики, 2010. 139 с.

16. Аузан А.А. Миссия университета: взгляд экономиста. URL: https://polit.ru/article/2013/05/07/auzan/ ( дата обращения: 06.07.2022).

17. Гладкий А.В. Откуда берутся учителя. URL: https://modernproblems.org.ru/education/63-teachers.html?showall=1 (дата обращения: 09.04.2023).

18. Хомский, Ноам. Приватизация образования — подрыв солидарности // Скепсис. 2000. № 3/4. С. 1–2. URL: http://scepsis.net/library/id_380.html (дата обращения: 09.04.2023).

 

 

Данная статья является продолжением обсуждения концепции будущей модели университета. См.: Юрганов А.А., Садым К.Б., Магакян А.К. Университет как пространство интенсификации коллективного «мыследействия»: на пересечении концепций «управления знаниями» Нонако И. – Такеучи Х. и СМД-подхода Г.П. Щедровицкого // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 4. С. 66–78. DOI: 10.20339/AM.04-23.066