УДК 378-042.4:004
https://doi.org/10.20339/AM.03-23.045
Н.И. Лобанова,
канд. филос. наук, доцент
e-mail: nanakrasnoyarsk@yandex.ru
Л.В. Логунова,
канд. филос. наук, доцент
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева
e-mail: log1444@yandex.ru
Статья посвящена исследованию потенциальных трудностей и перспектив, обнаруживающих себя в ходе реализации дистанционной формы обучения в сфере массового высшего образования (уровень: бакалавриат). Данная задача реализуется на основании изучения результатов опроса, проведенного среди студентов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (филологический факультет и факультет иностранных языков). Анализ ответов респондентов позволяет сделать вывод о том, что за дидактическими, методологическими и технологическими сложностями, с которыми чаще всего сталкиваются студенты, стоят проблемы, связанные с изменением социально-антропологических характеристик обучающихся, вызванные переходом традиционного типа образования в дистанционный формат и той кардинальной трансформацией ситуации обучения и сопутствующим преобразованием ролевых моделей, которую этот переход за собой влечет. Также анализ ответов респондентов позволяет выявить ряд неоценимых возможностей, предоставляемых дистанционным образовательным форматом (важнейшими из которых являются возможность индивидуализации обучения и возможность персонализации педагогического взаимодействия), и, как следствие, поставить вопрос об условиях реализации выявленного перспективного потенциала дистанционного обучения в реальной преподавательской практике.
Ключевые слова: дистанционное обучение, офлайн-формат, педагогическая коммуникация, индивидуализация обучения, персонализация педагогического взаимодействия, трансформация позиции субъекта обучения.
Литература
1. Ендовицкий Д.А., Рисин И.Е., Трещевский Ю.И., Руднев Е.А. Дистанционное обучение — дисбаланс возможностей и угроз // Высшее образование в России. 2022. Т. 31 (1). С. 89–97.
2. Ковтун И.Ю. Дистанционное обучение и перспективы его развития // Pedagog. 2022. Т. 5. № 6. С. 116–124. URL: https://bestpublication.org/index.php/pedg/article/view/1577/1542 (дата обращения: 16.02.2023).
3. Кублин И.М., Филатова В.В. Проблемы дистанционного обучения в современном учебном процессе // Образование и проблемы развития общества. 2022. № 1 (1). С. 32–36.
4. Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. М.: Фонд Мераба Мамардашвили, 2017. 512 с.
5. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 2. URL: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/antiseri-2-tom-srednevekovie-1995.htm (дата обращения: 22.01.2023).
6. Сорокин П.С., Фрумин И.Д. Образование как источник действия, совершенствующего структуры: теоретические подходы и практические задачи // Вопросы образования. 2022. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-istochnik-deystviya-so... (дата обращения: 22.01.2023).
7. Сорокин П.С., Матюненко Ю.А., Попова Т.А. Роль навыков «агентности» и поддержания здоровья до пандемии и в эпоху пост-covid-19: международный экспертный дискурс // Мониторинг экономики образования: 2020: в 2 т.. Т. 2. Высшее образование и рынок труда / сост. Н. Б. Шугаль. М.: НИУ ВШЭ, 2021. С. 213–217. URL: https://www.hse.ru/data/2021/09/21/1474204340/memo_2020_t_2.pdf (дата обращения: 22.01.2023).
8. Хайдеггер М. Поворот. URL: http://bibikhin.ru/povorot (дата обращения: 22.01.2023).
9. Bork-Hüffer T., Kulcar V., Brielmair F., Markl A., Immer D.M., Juen B., Walter M.H., Kaufmann K. (2021). University students’ perception, evaluation, and spaces of distance learning during the COVID-19 pandemic in Austria: what can we learn for post-pandemic educational futures? // Sustainability. 13 (14). P. 7595.
10. Dubey P., Pandey D. (2020). Distance learning in higher education during pandemic: challenges and opportunities // The International journal of Indian psychology, 8 (2). P. 43–46.
11. Foo C.C., Cheung B., Chu K.M. (2021). A comparative study regarding distance learning and the conventional face-to-face approach conducted problem-based learning tutorial during the COVID-19 pandemic // BMC medical education. 21. P. 1–6.
12. Kusmaryono I., Jupriyanto J., Kusumaningsih W. (2021). A systematic literature review on the effectiveness of distance learning: Problems, opportunities, challenges, and predictions // International Journal of Education, 14 (1). P. 62–69.
13. Sadeghi M. (2019). A shift from classroom to distance learning: Advantages and limitations // International Journal of Research in English Education, 4 (1).P. 80–88.