УДК 316.36+305
https://doi.org/10.20339/AM.01-23.107
Ч.И. Сааданбекова,
канд. филос. наук, доцент
Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына
e-mail: cholponsaad@gmail.com
Ч.С. Усупова,
д-р филос. наук, профессор
кафедры философии и общественных наук
Кыргызская государственная медицинская академия имени И. К. Ахунбаева
e-mail: usupova.tcholpon@yandex.ru
Марьям Шысыр,
магистрант
Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына
e-mail: Shisyrm@gmail.com
В данной статье рассматривается влияние социальных институтов на социализацию гендера. Гендерная социализация формирует гендерное разделение в обществе. Человек, социализированный на основе своего гендера, с высокой вероятностью впоследствии может воспроизводить гендерные стереотипы. Важнейшее воздействие на социализацию оказывают семья, социум, средства массовой информации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. Школа — действенный институт становления личности человека. СМИ — институт массовой коммуникации, действующий по определенным правилам. В связи с этим на гендерную социализацию в иерархическом порядке действуют комплексно семья – социум – образование – СМИ – самосознание – самореализация.
Ключевые слова: гендер, гендерная социализация, социальные институты, семья, школа, средства массовой информации, мужчина, женщина.
Литература
- Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Соц.- полит. журн. 2015. № 6. С. 87–88.
- Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. СПб.: Известие. 2018. С. 108–109.
- Иванова Ю.В. Историко-философский подход в изучении гендера как метафоры и социальной стратификации // ОНВ. 2017. № 1 (51). С. 80–83
- Кардапольцева В.Н. Женственность как социокультурный конструкт // Вестник РУДН. 2019. № 1 (8). С. 68–69.
- Мартынова Т.Н. Гендерные проблемы высшего образования // Фундаментальные исследования. 2020. № 2. С. 34–36.
- Науменко М.В. Социокультурные факторы гендерной социализации подростков в транзитивном обществе // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 2. С. 266–267.
- Науменко М.В. Указ. раб. С.267–268.
- Омельченко Е. Становление гендера: Кто и что помогает нам стать собой, а также женщинами и мужчинами. М.: Звенья, 2016. С. 101–103.
- Задворнова Ю.С. Тенденции трансформации гендерных отношений в семье в исследованиях отечественных социологов // Женщина в российском обществе. 2019. № 4 (61). С. 87–88.
- Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2018. С. 231–233.