Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Инженерная подготовка к низкоуглеродному переходу в промышленности

М.В. Журавлева, Ф.Р. Гариева, Г.Ю. Климентова, Р.Г. Тагашева
80,00 ₽

УДК 378+37.09:620.9

https://doi.org/10.20339/AM.01-23.065   

 

М.В. Журавлева,

д-р пед. наук, доцент, профессор

кафедры «Технологии основного органического

и нефтехимического синтеза имени проф. Г. Камая»

ORCID: 0000-0003-2574-173Х, Researcher ID: AHE-21233-2022

e-mail: guravleva0866@mail.ru  

Ф. Гариева,

канд. хим. наук, доцент, профессор

кафедры «Технологии основного органического

и нефтехимического синтеза имени проф. Г. Камая»

ORCID: 0000-0002-3312-8954, Researcher ID: AHI-0392-2022

e-mail: garievafr@mail.ru  

Г.Ю. Климентова,

канд. хим. наук, доцент, доцент

кафедры «Технологии основного органического

и нефтехимического синтеза имени проф. Г. Камая»

e-mail: klimentova.galin@mail.ru

Р.Г. Тагашева,

канд. хим. наук, доцент

кафедры «Технологии основного органического

и нефтехимического синтеза имени проф. Г. Камая»

ORCID: 0000-0001-8228-7903, Researcher ID: AAE-6983-2022

e-mail: roza-ta1982@yandex.ru

Казанский национальный исследовательский технологический университет

 

Реализация низкоуглеродного перехода в промышленности является важным фактором в улучшении климатической обстановки. К его осуществлению приступили все отрасли промышленности России, но наиболее актуальна эта задача для компаний энергетического сектора, деятельность которых сопровождается большими углеродными выбросами. Низкоуглеродную трансформацию предприятий нефтегазохимического комплекса связывают с внедрением циркулярных технологий, повышением энергоэффективности, сокращением выбросов и непродуктивным сжиганием углеводородных газов, межотраслевой интеграцией. Необходимость решения этих задач определяет высокую заинтересованность компаний в инженерах, готовых к инновационной деятельности по снижению эмиссии парниковых газов. В связи с этим цель данной работы состояла в изучении особенностей инженерной деятельности в условиях низкоуглеродного развития, разработке содержания инженерной подготовки и анализе готовности к ее проведению субъектов образовательного процесса.

Анализ стратегий устойчивого развития и итогов его осуществления в ведущих отраслевых компаниях позволил определить содержание инженерной деятельности по проведению низкоуглеродной трансформации. По результатам опроса представителей предприятий различного уровня квалификации была установлена актуальность развития у инженеров технолого-трансформационных, эколого-регуляторных, управленческо-экономических компетенций низкоуглеродного развития. Для их формирования разработано содержание подготовки инженеров химической технологии, отличающееся инновационностью, опережающим характером, междисциплинарностью, высоким уровнем экологической ориентированности, использованием цифровых инструментов.

В статье представлены педагогические методики и практика ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» по реализации инженерной подготовки к низкоуглеродному переходу производств.

Ключевые слова: низкоуглеродное развитие, отрасль, нефтегазохимический комплекс, инженер, образование, компетенции, образовательная программа.

 

Литература

  1. Deutsch C.A., Tewksbury J.J., Huey R.B., Shelton K.S., Ghalambor C.K., Haak D.C., Martin P.R. Impacts of Climate Warming on Terrestrial Ectotherms Across Latitude // Proceedings of the National Academy of Sciences USA. 2008. No. 18 (105). P. 6668–6672. http://doi.org/10.1073/pnas.0709472105
  2. Heltberg R., Siegel P.B., Jorgensen S.L. Addressing Human Vulnerability to Climate Change: Toward a ‘no-regrets’ Approach // Global Environmental Change-human and Policy Dimensions. 2009. Vol. 19. P. 89–99. DOI:10.1016/J.GLOENVCHA.2008.11.003
  3. Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов». URL: http://static.government.ru/media/files/ADKkCzp3fWO32e2yA0BhtIpyzWfHaiUa... (дата обращения: 14.06.2022).
  4. Митрова Т., Гайда И., Грушевенко Е., Капитонов С., Мельников Ю., Пердеро А., Шевелева Н., Сигиневич Д. Декарбонизация нефтегазовой отрасли: международный опыт и приоритеты России. М.: Московская школа управления Сколково, 2021. 158 с. URL: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_E... (дата обращения: 14.06.2022).
  5. Кондратьев В.В., Галиханов М.Ф., Шагеева Ф.Т., Осипов П.Н., Овсиенко Л.В. Региональное развитие: новые вызовы для инженерного образования (обзор конференции) // Высшее образование в России. 2021. № 12 (30). С. 111–132. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-111-132
  6. Юшко С.В., Галиханов М.Ф., Кондратьев В.В. Интегративная подготовка будущих инженеров к инновационной деятельности для постиндустриальной экономики // Высшее образование в России. 2019. № 1 (28). С. 65–75. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-65-75
  7. Наше общее будущее: Докл. Междунар. комис. по окружающей среде и развитию (МКОСР). Пер. с англ. / под ред. С.А. Евтеева, Р.А. Перелета. М.: Прогресс, 1989. 371 с.
  8. Пути перехода к устойчивой энергетике. Ускорение энергетического перехода в регионе ЕЭК ООН // Серия публикаций ЕЭК ООН по энергетике № 67. ООН, Женева. 2020. 81 с. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/energy/images/PATHWAYS/Home/FINAL_Report_-_Pathways_to_Sustainable_Energy_-_RUSSIAN.pdf (дата обращения: 14.06.2022).
  9. Жизнин С. З., Тимохов В.М. Влияние энергетики на устойчивое развитие // Мировая экономика и международные отношения. 2017. № 11 (61). С 34–42. DOI: 10.20542/0131-2227-2017-61-11-34-42
  10. Buyanova M.E., Mikhaylova N.A. Industrial Revolution 4.0: Tendencies and Risks of Social and Economic Changes in the Regions of Russia. In: Competitive Russia: Foresight Model of Economic and Legal Development in the Digital Age. CRFMELD 2019. Inshakova A., Inshakova E. (eds) // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Vol. 110. P. 95–102. https://doi.org/10.1007/978-3-030-45913-0_11
  11. Стародубцев В.А., Французская Е.О. Устойчивое развитие образования: связь технологии и педагогики // Открытое образование. 2017. № 1 (21). С. 34–43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustoychivoe-razvitie-obrazovaniya-svya... (дата обращения: 14.06.2022).
  12. Николаева Т.П., Бичева И.Б., Образование как необходимое условие достижения устойчивого развития и основа будущего прогресса // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 34 URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/555/531 (дата обращения: 14.06.2022).
  13. Богоудинова Р.З., Хасанова Г.Ф., Шагеева Ф.Т., Осипов П.Н., Богатова Л.М. и др. Инженерное образование для устойчивого развития: методология, технология реализации: монография. Казань: РИЦ «Школа», 2021. 584 c.
  14. Зиятдинова Ю.Н., Осипов П.Н., Безруков А.Н., Валеева Э.Э., Султанова Д.Ш. Интернационализация инженерного образования. Российский вариант: монография. Казань: КНИТУ, 2015. 256 c.
  15. Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А., Андреев А.И. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы: (Экспертно-аналитический доклад). М.: Учитель, 2017. 207 с. URL: http://fgp.msu.ru/wp-content/uploads/2017/10/obrazovanie-doklad.pdf (дата обращения: 14.06.2022).
  16. Кроули Э.Ф., Малмквист Й., Остлунд С., Бродер Д.Р., Эдстрем К. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO / пер. с англ. С. Рыбушкиной; под науч. ред. А. Чучалина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 504 с.
  17. Wu T.-T., Wu Y.-T. Applying project-based learning and SCAMPER teaching strategies in engineering education to explore the influence of creativity on cognition, personal motivation, and personality traits // Thinking Skills and Creativity. 2020. Vol. 35, 100631. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100631
  18. Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Ответственность — ключевая компетенция инженера ХХI века // Высшее образование в России. 2022. № 2 (31). С. 107–118. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/3324/1770 (дата обращения: 16.06.2022).
  19. Osipov P.N., Irismetov A.I., Klemyashova E, Khafisova L. Development of the Engineering University Students’ Ecological Competence Based on the Project Method // The Impact of the 4th Industrial Revolution on Engineering Education. ICL 2019. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Vol. 1134. P. 650–662. https://doi.org/10.1007/978-3-030-40274-7_62
  20. Кленина Л.И., Бурковская М.А. Междисциплинарность как важнейший фактор модернизации технического образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 3. С. 124–130. DOI: 10.18384/2310-7219-2020-3-124-130
  21. Zhuravleva M., Valeeva E., Klimentova G., Goncharova I., Tagasheva R. Interdisciplinary Engineering Education for Sustainable Development of Russian Petrochemical Cluster // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021. Vol. 116. P. 1485–1492. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.09.02.166
  22. Чучалин А.И. Инженерное образование в эпоху индустриальной революции и цифровой экономики // Высшее образование в России. 2018. № 10 (27). С. 47–62. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1496/1198 дата обращения: 16.06.2022).
  23. Хасанова Г.Ф. E-learning в подготовке инженеров для полимерных производств // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 4. С. 389–393. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/e-learning-v-podgotovke-inzhenerov-dly... (дата обращения: 16.06.2022).
  24. Zhuravleva M., Klimentova G., Tagasheva R., Valeeva E., Khatsrinova O.Y. Digital Tools for Competitive Engineering Training // Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. Vol. 389 LNNS. P. 329–336. DOI: 10.1007/978-3-030-93904-5_34
  25. Methane Tracker Data Explorer [Электронный ресурс] // IEA, Paris. 2022. URL: https://www.iea.org/articles/methane-tracker-data-explorer (дата обращения: 16.06.2022).
  26. Johnson J. Methane’s role in climate change // Chemical & Engineering news. 2014. No. 27 (92). URL: https://cen.acs.org/articles/92/i27/Methanes-Role-Climate-Change.html (дата обращения: 14.06.2022).
  27. Грицевич И.Г., Кутепова Е.А. Регулирование учета и отчетности по выбросам метана для нефтегазовых компаний в России и новые правила учета выбросов парниковых газов в США. М., 2009. 32 с. URL: https://wwf.ru/upload/iblock/681/methane_reg_rus_us.pdf (дата обращения: 16.06.2022).
  28. Ericson S., Engel-Cox J., Arent D. Approaches for Integrating Renewable Energy Technologies in Oil and Gas Operations. Technical Report. 2019. 35 p. URL: https://www.nrel.gov/docs/fy19osti/72842.pdf (дата обращения: 16.06.2022).
  29. Prapatsorn B., Aroonsri N. Methanol Production via CO2 Hydrogenation: Sensitivity Analysis and Simulation–Based Optimization // Frontiers in Energy Research. 2019. Vol. 7. P. 1–10. DOI: 10.3389/fenrg.2019.00081
  30. Chen C., Zhu X., Wen X., Zhou Y., Zhou L., Li H., Tao L., Li Q. et al. Coupling N2 and CO2 in H2O to Synthesize Urea under Ambient Conditions // Nature Chemistry. 2020. Vol. 12. P. 717–724. https://doi.org/10.1038/s41557-020-0481-9
  31. Sutrasno K., Bayu S.A., Yuswan M. CO2 Utilization Process Simulation for Enhancing Production of Dimethyl Ether (DME) // International Journal of Chemical Engineering. 2020. Vol. 2020. Р. 1–11. https://doi.org/10.1155/2020/9716417
  32. Магистерская программа «Управление низкоуглеродным развитием». URL: https://www.hse.ru/ma/carbon/admission/ (дата обращения: 16.06.2022).
  33. Политика группы «Лукойл» в области устойчивого развития. URL: https://lukoil.ru/FileSystem/9/572570.pdf (дата обращения: 16.06.2022).
  34. Ключевые приоритеты устойчивого развития ПАО «Татнефть». URL: https://www.tatneft.ru/ustoychivoe-razvitie/klyuchevie-prioriteti-v-oblasti-ustoychivogo-razvitiya?lang=ru (дата обращения: 16.06.2022).
  35. Еремин Н.А., Еремин А.Н. Цифровой двойник в нефтегазовом производстве // Нефть. Газ. Новации. 2018. № 12. С. 14–17. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36761388_93281533.pdf (дата обращения: 24.11.2022).
  36. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо, 2019. 72 с. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/proekt_didakticheskoy_koncepcii.pdf (дата обращения: 16.06.2022).
  37. Hepburn C., Adlen E, Beddington J., Carter E.A., Fuss S. et al. The Technological and Economic Prospects for CO2 Utilization and Removal // Nature. 2019. Vol. 575. P. 87–97. https://doi.org/10.1038/s41586-019-1681-6
  38. Wanka J., Mennicken L. Technologies for Sustainability and Climate Protection — Chemical Processes and Use of CO2. Seltersdruck GmbH, 2015. 80 p. URL: https://co2-utilization.net/uploads/Book_of_Abstracts_BMBF_final_confere... (дата обращения: 16.06.2022).