УДК 37.09
https://doi.org/10.20339/AM.01-23.047
А.С. Петракова,
канд. филос. наук, преподаватель Академического колледжа
Академия маркетинга и социально-информационных технологий —
ИМСИТ, г. Краснодар
e-mail: anvsch@mail.ru
В условиях высокой динамики цифровизации всех сфер общественной жизни особое значение приобретает активное использование в образовательной практике смешанного и гибридного обучения. Данные явления внедрены в российскую систему обучения относительно недавно, что требует их тщательного рассмотрения и детального анализа. В ходе проведенного исследования автором статьи установлено, что в условиях российской педагогической практики сегодня нет единого понимания термина «смешанное обучение», как нет и конкретики в дифференциации смешанного и гибридного обучения, что порождает частую подмену понятий и отсутствие детализации разницы в данных явлениях. В то же время проведенный анализ показал, что смешанное и гибридное обучение представляют собой хотя и схожие, но все же не идентичные процессы. В частности, гибридное обучение предполагает приоритетное использование онлайн-форматов, а также параллельную, а не последовательную реализацию инновационных цифровых и традиционных образовательных технологий, так что разница между онлайн-участниками и очными участниками практически стирается. В ходе проведенного исследования также выявлены преимущества, недостатки и основные проблемы реализации смешанного и гибридного обучения в условиях России; сделан акцент на трансформации функций педагога в условиях перехода на смешанные формы. В частности, установлено, что доминирующей функцией становится не обучение, а организация и управление педагогическим процессом, его методическое обеспечение с использованием синтеза различных образовательных технологий, консультирование обучающихся на всех этапах освоения ими образовательных и программ.
Ключевые слова: смешанное обучение, гибридное обучение, педагогические технологии, цифровые образовательные ресурсы, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронная информационно-образовательная среда, цифровые компетенции.
Литература
1. Алексеева А.З. Цифровизация образования: технология смешанного обучения // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2020. № 3. С. 5–9.
2. Гибридное обучение: как подружить онлайн с офлайн? // EduTech. 2021. № 7 (45). URL: https://sberuniversity.ru/upload/iblock/d9a/Edu_Tech_45_web.pdf (дата обращения: 18.10.2022).
3. Калинина С.Д. Условия эффективного использования вебинаров в образовательном процессе университета // Научно-методический журнал. 2015. № 3 (23). С. 37–42.
4. Кизилова А.С., Фадеев Г.Н., Волков А.А. Гибридное обучение: оценка в категориях информационно-аксиологического подхода // Вестник Минского университета. 2018. Т. 6. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gibridnoe-obrazovanie-otsenka-v-kategoriyah-informatsionno-aksiologicheskogo-podhoda/viewer (дата обращения: 28.09.2022).
5. Кривопалова И.В. Смешанное обучение как инновационный путь модернизации образовательной сферы // Вестник ТГУ. 2013. Т. 18. Вып. 1. С. 60–63.
6. Лебедев В. Гибридное обучение: как внедрить и какие выбрать технологии // Педсовет. Первый национальный психолого-педагогический институт. URL: https://pedsovet.org/article/gibridnoe-obucenie-kak-vnedrit-i-kakie-vybrat-tehnologii (дата обращения: 18.10.2022).
7. Логинова А.В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 809–811.
8. Рубцов Г.И., Панич Н.В. Смешанное обучение: анализ трактовок понятия // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 5 (32). С. 102–108.
9. Рудинский И.Д., Давыдов А.В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2021. Т. 7. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gibridnye-obrazovatelnye-tehnologii-analiz-vozmozhnostey-i-perspektivy-primeneniya (дата обращения: 18.10.2022).
10. Семенова Л.М. Динамика цифровой дидактики в условиях трансформации высшего образования. Часть II // Мир науки. Педагогика и психология. 2020 № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/04PDMN420.pdf (дата обращения: 19.10.2022).
11. Старова Н.М. Технологии онлайн-обучения в проектировании учебных курсов // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 4 (28). С. 44–48.
12. Tomlinson B., Whittaker C. Blended Learning in English Language Teaching: Course Design and Implementation. London: British Council, 2013. 252 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/282483259_Blended_Learning_in_English_Language_Teaching_Course_Design_and_Implementation_B_Tomlinson_and_C_Whittaker_eds_2013_London_British_Council_ISBN_978-0-86355-706-4_252_pages(дата обращения: 16.10.2022).