УДК 378-042.4:004+316.6
https://doi.org/10.20339/AM.12-22.028
Я.И. Серкина,
канд. социол. наук, доцент
кафедра менеджмента и маркетинга
Белгородский государственный
национальный исследовательский университет
e-mail: serkina_ya@bsu.edu.ru
В статье рассматриваются специфические обстоятельства, отражающие рефлексию основных акторов образовательного пространства высшего учебного заведения (административных работников, преподавателей и научных сотрудников, студентов) профессиональной и образовательной деятельности. Определены условия, при которых рефлексия профессионально-образовательной деятельности в рискогенной среде дигитализации образовательного пространства может быть наиболее полной и адекватной.
Ключевые слова: образовательное пространство, дигитализация, рефлексия, риск, актор, вуз.
Литература
1. Барнетт Р. Осмысление университета //Alma mater (Вестник высшей школы). 2008. № 6. С. 46–57.
2. Дутко Ю.А, Беловол Е.В. Особенности формирования мышления личности в цифровой среде (сравнительный анализ поколений) // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т. 6. № 1. С. 78–92.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 458 c.
4. Кудрявцев Д.И. Ресурсы преодоления сопротивления управленческим инновациям в вузовской организации // Теория и практика общественного развития. 2011. № 1. С. 93–99.
5. Масалова Ю.А. Цифровая компетентность преподавателей российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 3. С. 33–44.
6. Перфильева О.В. Проблема цифрового разрыва и международные инициативы по ее преодолению // Вестник международных организаций. 2007. № 2 (10). С. 34–48.
7. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо. 2019. 72 с.
8. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа): монография. М., 2002. 259 с.
9. Селиверстова Н.А. Имитация образовательных практик в сфере высшего образования // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 71–77.
10. Тихонов А.В., Богданов В.С. От «умного регулирования» к «умному управлению»: социальная проблема цифровизации обратной связи // Социологические исследования. 2020. № 1. С. 74–81.
11. Усачева О.В., Черняков М.К. Оценка готовности вузов к переходу к цифровой образовательной среде // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 53–62.
12. Фирсова С.В., Данилина О.М., Дашков А.А., Показаньев В.Ю. Культура как атрибут цифровой трансформации // Цифровая социология. 2021. Т. 4. № 1. С. 4–11.
13. Шарифьянов Т.Ф., Гайнанов Д.А. Эволюция цифрового неравенства и инструментарий нейтрализации его последствий // Региональная экономика теория и практика. 2014. № 22 (349). С. 2–18.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21-18-00150 «Социальная консолидация городских сообществ: возможности и ограничения в условиях дигитализации урбанизированной среды» (https://rscf.ru/project/21-18-00150/).