Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Методическая система подготовки сотрудников университета по иностранным языкам для обеспечения экспорта образования

А.М. Лидер, И.В. Слесаренко, М.А. Соловьев
80,00 ₽

УДК 378-057.4:811.111`26

https://doi.org/10.20339/AM.10-22.063

А.М. Лидер,

д-р тех. наук, профессор

ORCID 0000-0002-3868-2647, Researcher ID A-7702-2014

 e-mail: lider@tpu.ru

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

И.В. Слесаренко,

канд. пед. наук, доцент

ORCID 0000-0002-1115-8984, Researcher ID B-9661-2017

 e-mail: slessare@tpu.ru

Национальный исследовательский Томский политехнический

 университет;

М.А. Соловьев,

канд. тех. наук, доцент

ORCID 0000-0003-3203-4451, SCOPUS Author ID: 57193776758

e-mail: solo@tpu.ru  

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

 

В статье представлен опыт Томского политехнического университета в области формирования и реализации методической системы подготовки сотрудников университета по иностранным языкам для обеспечения экспорта образования. Обсуждаются формируемые средствами английского языка профессиональные компетенции основных категорий сотрудников университета — научно-педагогических работников, административно-управленческого персонала, включая руководителей подразделений и топ-менеджеров университета. Данные группы компетенций обслуживают профессиональную деятельность — преподавание, научно-исследовательскую и административную работу, деловую устную и письменную коммуникацию на иностранном языке. Приведен полный цикл подготовки сотрудников по иностранным языкам от заказа университета до внедрения результатов обучения в профессиональную деятельность и обеспечения обратной связи. Сформулированы дидактические принципы организации обучения. Приведен портфель программ для различных категорий сотрудников с учетом уровня владения языком и целей обучения. Представлены характеристики портфеля программ повышения квалификации, обеспечивающие непрерывную подготовку и свободный вход на программу необходимого уровня сложности для сотрудников университета. Важной характеристикой системы подготовки сотрудников университета по иностранным языкам для обеспечения экспорта образования является практико-ориентированный характер обучения, который рассматривается на примере выпускных аттестационных работ и языкового портфеля слушателей программ повышения квалификации. Сформулированы задачи перспективного развития системы повышения квалификации сотрудников университета по иностранным языкам.

Ключевые слова: экспорт образования, повышение квалификации, методическая система, иностранные языки, сотрудники университета.

Литература

 

  1. Экспорт образования. Исходная проблема. Высшая школа экономики URL: https://www.hse.ru/twelve/part10
  2. Шибанова Е. Ю., Платонова Д. П., Лисюткин М. А. Проект 5–100: Динамика и паттерны развития университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 3. С. 32–48.  DOI: 10.15826/umpa.2018.03.025
  3. Жданов П.А., Полихина Н.А., Сема Е.Ю., Казимирчик Л.В., Тростянская И.Б., Барсуков А.А. Cетевой анализ степени интеграции вузов Проекта 5-100 в международное образовательное пространство // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. С. 155–167.  DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-11-155-167
  4. Гусева А.Н., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Анализ деятельности групп университетов трека «Территориальное и отраслевое лидерство» программы «Приоритет-2030» // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 4. С. 9–28. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-4-9-28
  5. Slesarenko I., Frantcuzskaia E., Bogdanova A., Fedorova N., Polonskaya M., Page M.,S. Sheveleva, Furman N. Internationalising University in Its Integrity: A System for Providing A Comprehensive Training Programme for All Staff. // 11th annual International Conference of Education, Research and Innovation. ICERI2018 Proceedings. 2018. P. 9299–9309. DOI: 10.21125/iceri.2018.0726 
  6. Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 149–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166
  7. Бугакова П.О., Прахов И.А. Обзор моделей приема абитуриентов в вузы и их влияние на доступность высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2021. 25 (4). С. 37–54. DOI: 10.15826/umpa.2021.04.035
  8. Глухов П.А. Образовательный экспорт в системе высшего образования: кейс Томских вузов // Вестник ТГПУ. 2018. 7 (196). С. 142–148. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-7-142-148
  9. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Гаврилов М.В. Подготовка кадрового резерва научно-педагогических работников в классическом университете // Высшее образование сегодня. 2021. № 11–12. С. 9–16. DOI: 10.18137/RNU.HET.21.11-12.P.009
  10. James-Maceachern M., Derrick G. Export marketing in higher education: an international comparison. Journal of International Education in Business. ahead-of-print. 2019. DOI: 10.1108/JIEB-05-2019-0026.
  11. Клюшникова Е.В., Скаковская Л.Н. Проблемы экспорта российского образования // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2018. Вып. 2. С. 92–101.
  12. Агафонова Л.А., et al. Комплексная программа совершенствования языковой подготовки в университете на период 1998-2005 гг. Томск: ТПУ, 1998. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21862307
  13. Essential Competences for English-medium University Teaching Ruth Breeze; Carmen Sancho Guinda eds. Springer. 2017. Vol. 27. DOI: 10.1007/978-3-319-40956-0
  14. UNESCO COVID-19 Response – Hybrid Learning Report. Version 2. December 2020. URL: https://en.unesco.org/sites/default/files/unesco-covid-19-response-toolkit-hybrid-learning.pdf
  15. Лидер А.М., Слесаренко И.В. Новые задачи и формы организации инженерно-технической подготовки онлайн в университетах сегодня. Материалы VIII Международного Балтийского Морского Форума: в 6 т. 2020. С. 98–103.
  16. Титова С.В. Карта компетенций преподавателя иностранных языков в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 133–149. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-133-149
  17. Бырдина О.Г., Долженко С.Г., Юринова Е.А. Модель формирования транспрофессиональных компетенций педагога // Высшее образование сегодня. 2022. № 1-2. С. 7–12. DOI: 10.18137/RNU.HET.22.01-02.P.007
  18. OECD Future of Education and Skills 2030. Conceptual Learning Framework. Skills for 2030. OECD. 2019. 15 p.
  19. Слесаренко И. В. Комплексная система подготовки сотрудников университета по иностранным языкам // Современные технологии, экономика и образование: сб. м-ов II Всероссийской науч.-метод. конф., г. Томск, 2–4 сентября 2020 г. Томск: Изд-во ТПУ, 2020. С. 229–232.
  20. Положение о проведении итоговой аттестации слушателей программ повышения квалификации по направлению «Иностранный язык». Томск: ТПУ, 2020. 35 с.
  21. Wang Ying. A case study of the role of English in a Chinese university. WASEDA Working Papers in ELF. 2015. 4. P. 209–218.
  22.  Fenton-Smith B., Humphreys P., Walkinshaw, I. On evaluating the effectiveness of university-wide credit-bearing English language enhancement courses // Journal of English for Academic Purposes. 2018. 31. P. 72–83. DOI: 10.1016/j.jeap.2017.12.001
  23. The Pie Review Magazine. (2016). Iss. 12. Lingua Franca Learning: the Growth of EMI. P. 60–67.

 

Благодарности. Работа выполнена в рамках программы стратегического академического лидерства Приоритет 2030 Национального исследовательского Томского политехнического университета.