УДК 378-057.4:811.111`26
https://doi.org/10.20339/AM.10-22.063
А.М. Лидер,
д-р тех. наук, профессор
ORCID 0000-0002-3868-2647, Researcher ID A-7702-2014
e-mail: lider@tpu.ru
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
И.В. Слесаренко,
канд. пед. наук, доцент
ORCID 0000-0002-1115-8984, Researcher ID B-9661-2017
e-mail: slessare@tpu.ru
Национальный исследовательский Томский политехнический
университет;
М.А. Соловьев,
канд. тех. наук, доцент
ORCID 0000-0003-3203-4451, SCOPUS Author ID: 57193776758
e-mail: solo@tpu.ru
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
В статье представлен опыт Томского политехнического университета в области формирования и реализации методической системы подготовки сотрудников университета по иностранным языкам для обеспечения экспорта образования. Обсуждаются формируемые средствами английского языка профессиональные компетенции основных категорий сотрудников университета — научно-педагогических работников, административно-управленческого персонала, включая руководителей подразделений и топ-менеджеров университета. Данные группы компетенций обслуживают профессиональную деятельность — преподавание, научно-исследовательскую и административную работу, деловую устную и письменную коммуникацию на иностранном языке. Приведен полный цикл подготовки сотрудников по иностранным языкам от заказа университета до внедрения результатов обучения в профессиональную деятельность и обеспечения обратной связи. Сформулированы дидактические принципы организации обучения. Приведен портфель программ для различных категорий сотрудников с учетом уровня владения языком и целей обучения. Представлены характеристики портфеля программ повышения квалификации, обеспечивающие непрерывную подготовку и свободный вход на программу необходимого уровня сложности для сотрудников университета. Важной характеристикой системы подготовки сотрудников университета по иностранным языкам для обеспечения экспорта образования является практико-ориентированный характер обучения, который рассматривается на примере выпускных аттестационных работ и языкового портфеля слушателей программ повышения квалификации. Сформулированы задачи перспективного развития системы повышения квалификации сотрудников университета по иностранным языкам.
Ключевые слова: экспорт образования, повышение квалификации, методическая система, иностранные языки, сотрудники университета.
Литература
- Экспорт образования. Исходная проблема. Высшая школа экономики URL: https://www.hse.ru/twelve/part10
- Шибанова Е. Ю., Платонова Д. П., Лисюткин М. А. Проект 5–100: Динамика и паттерны развития университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 3. С. 32–48. DOI: 10.15826/umpa.2018.03.025
- Жданов П.А., Полихина Н.А., Сема Е.Ю., Казимирчик Л.В., Тростянская И.Б., Барсуков А.А. Cетевой анализ степени интеграции вузов Проекта 5-100 в международное образовательное пространство // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. С. 155–167. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-11-155-167
- Гусева А.Н., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Анализ деятельности групп университетов трека «Территориальное и отраслевое лидерство» программы «Приоритет-2030» // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 4. С. 9–28. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-4-9-28
- Slesarenko I., Frantcuzskaia E., Bogdanova A., Fedorova N., Polonskaya M., Page M.,S. Sheveleva, Furman N. Internationalising University in Its Integrity: A System for Providing A Comprehensive Training Programme for All Staff. // 11th annual International Conference of Education, Research and Innovation. ICERI2018 Proceedings. 2018. P. 9299–9309. DOI: 10.21125/iceri.2018.0726
- Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 149–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166
- Бугакова П.О., Прахов И.А. Обзор моделей приема абитуриентов в вузы и их влияние на доступность высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2021. 25 (4). С. 37–54. DOI: 10.15826/umpa.2021.04.035
- Глухов П.А. Образовательный экспорт в системе высшего образования: кейс Томских вузов // Вестник ТГПУ. 2018. 7 (196). С. 142–148. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-7-142-148
- Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Гаврилов М.В. Подготовка кадрового резерва научно-педагогических работников в классическом университете // Высшее образование сегодня. 2021. № 11–12. С. 9–16. DOI: 10.18137/RNU.HET.21.11-12.P.009
- James-Maceachern M., Derrick G. Export marketing in higher education: an international comparison. Journal of International Education in Business. ahead-of-print. 2019. DOI: 10.1108/JIEB-05-2019-0026.
- Клюшникова Е.В., Скаковская Л.Н. Проблемы экспорта российского образования // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2018. Вып. 2. С. 92–101.
- Агафонова Л.А., et al. Комплексная программа совершенствования языковой подготовки в университете на период 1998-2005 гг. Томск: ТПУ, 1998. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21862307
- Essential Competences for English-medium University Teaching Ruth Breeze; Carmen Sancho Guinda eds. Springer. 2017. Vol. 27. DOI: 10.1007/978-3-319-40956-0
- UNESCO COVID-19 Response – Hybrid Learning Report. Version 2. December 2020. URL: https://en.unesco.org/sites/default/files/unesco-covid-19-response-toolkit-hybrid-learning.pdf
- Лидер А.М., Слесаренко И.В. Новые задачи и формы организации инженерно-технической подготовки онлайн в университетах сегодня. Материалы VIII Международного Балтийского Морского Форума: в 6 т. 2020. С. 98–103.
- Титова С.В. Карта компетенций преподавателя иностранных языков в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 133–149. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-133-149
- Бырдина О.Г., Долженко С.Г., Юринова Е.А. Модель формирования транспрофессиональных компетенций педагога // Высшее образование сегодня. 2022. № 1-2. С. 7–12. DOI: 10.18137/RNU.HET.22.01-02.P.007
- OECD Future of Education and Skills 2030. Conceptual Learning Framework. Skills for 2030. OECD. 2019. 15 p.
- Слесаренко И. В. Комплексная система подготовки сотрудников университета по иностранным языкам // Современные технологии, экономика и образование: сб. м-ов II Всероссийской науч.-метод. конф., г. Томск, 2–4 сентября 2020 г. Томск: Изд-во ТПУ, 2020. С. 229–232.
- Положение о проведении итоговой аттестации слушателей программ повышения квалификации по направлению «Иностранный язык». Томск: ТПУ, 2020. 35 с.
- Wang Ying. A case study of the role of English in a Chinese university. WASEDA Working Papers in ELF. 2015. 4. P. 209–218.
- Fenton-Smith B., Humphreys P., Walkinshaw, I. On evaluating the effectiveness of university-wide credit-bearing English language enhancement courses // Journal of English for Academic Purposes. 2018. 31. P. 72–83. DOI: 10.1016/j.jeap.2017.12.001
- The Pie Review Magazine. (2016). Iss. 12. Lingua Franca Learning: the Growth of EMI. P. 60–67.
Благодарности. Работа выполнена в рамках программы стратегического академического лидерства Приоритет 2030 Национального исследовательского Томского политехнического университета.