Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

On the Problems of Modern Education. II. Learning Technologies

Н.А. Кузнецов, С.Ю. Жолков

УДК 37:1

https://doi.org/10.20339/AM.10-22.020         

  

Н.А. Кузнецов,

акад. РАН, д-р техн. наук, профессор,

МФТИ;

ИРЭ им. В.А. Котельникова РАН, Москва

e-mail: kuznetsov@cplire.ru

С. Жолков,

д-р филос. наук, канд. физ.-мат. наук, профессор

РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, Москва

e-mail: sergei_jolkov@mail.ru

 

В статье исследуются принципиальные положения основных регуляторов образовательного процесса: Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 и ФГОС среднего общего образования (приказа Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г. (с последующими изменениями). Обосновывается необходимость их существенной корректировки.

Обсуждаются идеи, заложенные в образовательный процесс Министерством образования и науки в ходе реформирований 2004–2012 гг., и пояснения А. Фурсенко, министра образования в тот период.

Рассматриваются положительные и отрицательные стороны ЕГЭ.

Анализируются требования отказаться от оценок, экзаменов и домашних заданий, указывается на опасное движение ко всеобщему дилетантизму.

Обсуждаются проблемы в процессе отхода от Болонской системы высшего образования и позиция Министерства науки и образования РФ и министра В. Фалькова. Отмечаются проблемы с учебниками и методикой обучения.

Рассматривается «предметно-целевая» схема обучения, а также «познавательно-ролевая» форма обучения, реализованная в СССР.

Отмечается, что у нас есть уникальная возможность совершить современный переход к критическому и аналитическому мышлению вместо догматического, как в свое время это сделали гиганты Возрождения.

Ключевые слова: современное научное образование, ФГОС, ЕГЭ, Болонская система, формы обучения.

 

Литература

 

  1. Ключевский В.О. Афоризмы и мысли об истории // Сочинения в 9 т. Т. 9. Материалы разных лет. М.: Мысль, 1990. 204 с.
  2. РИА Новости. 07.06.2008. URL: https://ria.ru/20061112/55561534.html.
  3. «Учительская газета». 2008. 4 ноября. № 45. URL: http://old.ug.ru/archive/26465.
  4. Заварина С.А., Семчук Н.Н. Образовательные парадигмы. URL: https://scienceforum.ru/2021/article/ 2018027284.
  5. Смирнов Г.В. Менделеев. ЖЗЛ. М: Молодая гвардия, 1974. 334 с.
  6. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Сер. Мыслители ХХ века. М: Республика, 1998. 492 с.
  7. URL: https://ruxpert.ru/Мифы_об_образовании_в_России.
  8. Оценивание учебных достижений учащихся: метод. рук‑во / сост. Шакиров РХ. и др. Бишкек: Билим, 2012. 80 с.
  9. Жолков С.Ю. Реальность и прагматические теории. Как принимать решения. М.: Канон+, 2015. 487 с.
  10. URL: сhttps://www.kommersant.ru/doc/5381815.
  11. Сперанский М.М. Проекты и записки. М.–Л.: АН СССР, 1961. 245 с.
  12. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 1. М.: Мысль, 1993. 572 с.
  13. Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990. 622 с.
  14. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 294 с.
  15. Кузнецов Н.А. Информационное взаимодействие в технических и живых системах // Информационные процессы. 2001. Т. 1. № 1. С. 1–9.