УДК 37.1+159.95
https://doi.org/10.20339/AM.06-22.062
Г.И. Железовская,
д-р пед. наук, профессор,
профессор кафедры педагогики
Саратовский национальный исследовательский
государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
e-mail: sgu.pedagogika@yandex.ru
Н.В. Абрамова,
канд. пед. наук, доцент,
доцент кафедры иностранных языков
Саратовская государственная юридическая академия,
e-mail: nataklenin@mail.ru
Статья посвящена рассмотрению сущности продуктивного мышления с позиции диалектического подхода. Раскрывается специфика продуктивного мышления, анализируется его результативность. Отмечается, что характерной чертой продуктивного обучения является накопление не только фонда знаний, но и умственных операций, приемов, хорошо отработанных и прочно закрепленных. Делается вывод о том, что в любом мышлении можно выделить как продуктивную, так и репродуктивную компоненту, то есть в мышлении можно увидеть как процесс познания объективной действительности, так и диалектическое противоречивое единство обеих компонент. Выявлено, что с позиции диалектического подхода мышление представляет собой продуктивный процесс, а как всякий процесс, оно диалектично и осуществляется как «анализ через синтез»; его формирование связано с развитием конструктивных умений. Обосновывается идея о том, что процесс формирования у обучающихся продуктивного мышления связан с развитием различных умений в процессе обучения. Авторы рассматривают умение как готовность личности к определенным действиям или операциям в соответствии с поставленной целью, на основе имеющихся знаний и навыков. Авторами описываются многочисленные классификации умений. Определены функции конструктивных умений, которые являются свойством личности, характеризующим продуктивность, качество и скорость овладения определенным видом деятельности, основанной на процессах мышления.
Ключевые слова: продуктивное мышление, методологический анализ, диалектический подход, продуктивный процесс, продуктивная деятельность, конструктивные умения
Литература
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Просвещение, 1977. С. 254.
- Басов М.Я. Основы общей педагогики. М.: Просвещение. 1978.
- Блонский П.П. Развитие мышления школьника. М., 1935.
- Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии // Сов. педагогика. 1955. № 1. С. 45-47.
- Бойко Е.И. Еще раз об умениях и навыках // Вопросы психологии. 1957. № 1. С. 138.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. Логико-психологический анализ. М.: Мысль, 1979. С. 230.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. С. 335.
- Гегель Г. Кто мыслит абстрактно? Работы разных лет. В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1970.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1982. С. 172.
- Кулибаба Н.И. О разработке требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. В сб.: Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся. М., 1973. С. 3–17.
- Кулько В.А. Уровни развития у учащихся умения учиться в единстве с мотивацией. В сб.: Педагогические основы комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу. Волгоград, 1979. C. 25–30.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М., 1983.
- Лекторский В.А. Субъект, познание, объект. М.: Наука, 1976. С. 340.
- Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения. М.: Наука, 1967.
- Огородников И.Т. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе. М., 1969.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. 2-е изд. М.–Л., 1951. Т. 3. Кн. 1–2.
- Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях // Сов. педагогика. 1963. № 11.
- Платонов К.К. Проблема способностей. М., 1972. С. 278.
- Рочев М.М. Уровневое обучение как средство развития личности. Физика // Еженед. приложение к газете 1-е сентября. 1996. № 21. Т. 1–3.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 147.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989.
- Рыков Н.А. К вопросу об образовании умения // Сов. педагогика. 1953. № 10. С. 29.
- Секей Л. Продуктивные процессы в обучении и мышлении. В сб.: Психология мышления. М., 1965.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
- Славская С.А. Детерминация процесса мышления. В сб.: Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.
- Усова А.В., Бобров А.П. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроке физики. М.: Просвещение, 1988. С. 4–44.
- Ходжава З.И. К вопросу о понятии умения в советской психологии // Вопросы психологии. 1955. № 3. С. 11.
- Щукина Г.И. Педагогика школы. М., 1977. С. 216.