УДК 378:61:17
https://doi.org/10.20339/AM.04-22.073
К.В. Зорин,
канд. мед. наук, доц.
Кафедра ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни — залог успешного развития»
Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова Минздрава России
е-mail: zkv1000@yandex.ru
ORCID 0000-0001-8819-6818
В статье сформулирован ряд этико-деонтологических аспектов подготовки и работы врача. Раскрыта необходимость формирования у студентов-медиков и практикующих врачей важных профессиональных компетенций, основанных на духовно-нравственной культуре, личностной зрелости, совестливости, милосердии, а также умении избегать и преодолевать конфликтные ситуации на основе базовых принципов биомедицинской этики. Групповое обсуждение и решение проблемных этико-деонтологических ситуационных задач с использованием метода анализа представленной ситуации подготавливает студента-медика к общению, лечебно-диагностической и просветительско-профилактической работе с пациентом, который находится перед сложным выбором и должен принять ответственное решение.
Ключевые слова: профессиональные компетенции; высшее медицинское образование; деонтология; биоэтика.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Литература
1. Полянин А.В. Инновационные экономико-социальные аспекты здравоохранения для обеспечения стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. № 28. С. 667.
2. Александрова О.А., Ярашева А.В., Ненахова Ю.С. Подготовка сестринского корпуса для столичных медицинских организаций: проблемы и решения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. № 28 (спецвыпуск). С. 684.
3. Зудин А.Б. Основы реформирования здравоохранения в России: Монография. М.: Шико, 2017. 280 с.
4. Шипова В.М., Маличенко В.С. Хабриев Р.У. Государственные гарантии медицинской помощи. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. 232 с.
5. Линденбратен А.Л. Здоровье и здравоохранение. Мысли серьезные и не очень. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. 272 с.
6. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России: 2018–2024 гг. Что надо делать? // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. 2018. № 1 (11). С. 9–16.
7. Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 512 с.
8. Госпрограмма «Развитие здравоохранения». URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/budget/gp/+%D0%93%D0%9F-01.docx (дата обращения: 05.11.2021).
9. Указ Президента РФ от 6 июня 2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72164534/ (дата обращения: 05.11.2021).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: уровень высшего образования — специалитет, специальность 31.05.01 «Лечебное дело»: утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 95. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1807 (дата обращения: 05.11.2021).
11. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В. Психология и педагогика в медицинском образовании: учебник / Под ред. проф. Н.В. Кудрявой. М.: Кнорус, 2020. С. 273–274.
12. Зорин К.В. Проблемы организации личностно-ориентированной модели развития здравоохранения, образования и работы врача // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10. № 1. С. 66–71.
13. Фомина К.А., Алексеев М.В., Макоева Л.Д., Теблоев К.И., Аркадьева Г.В. Формирование духовной культуры врача — залог успешного профессионального развития // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 7. № 2. С. 36–43.
14. Зорин К.В., Пустовалов Д.А., Топорков В.А., Гуревич К.Г. Организационно-методические аспекты здорового образа жизни и профилактической медицины. Учебное пособие для студентов лечебного факультета медицинских вузов. М.: РИО МГМСУ, 2020. 60 с.
15. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В., Уколова Е.М., Суворова Е.В. Нравственно-просветительские аспекты деятельности врача-педагога / Под ред. проф. Н.В. Кудрявой. М.: РИО МГМСУ, 2015. 384 с.
16. Молчанов А.С., Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Молчанов К.А. Педагогика и психология для социальных работников: учебник. М.: КНОРУС, 2022. 374 с.
17. Молчанов А.С., Зорин К.В., Молчанов К.А. Психология общения для гигиенистов стоматологического профиля (с практикумом): учебник / под ред. С.Д. Арутюнова. М.: КНОРУС, 2022. 390 с.