УДК 378(091)
https://doi.org/10.20339/AM.02-22.094
О.Б. Капичникова,
канд. пед. наук, профессор
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского,
e-mail: alexsgau@yandex.ru
О.В. Романова,
доцент,
Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова
e-mail: romanovaov2006@yandex.ru
А.И. Капичников,
доцент,
Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова
e-mail: alexsgau@yandex.ru
Е.С. Антошина,
преподаватель,
Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова
e-mail: an-lena2005@yandex.ru
В статье анализируется проблема одаренных педагогов, ее генезис и процесс становления в контексте историко-педагогических работ. Выделены исторические предпосылки возникновения понятий: интеллектуальные способности, одаренность педагогов. Анализ трудов известных философов, историков и педагогов выявил, что деятельность одаренных педагогов связана с их инновационным подходом к организации процесса обучения и воспитания. В сложившейся кризисной обстановке в мире значительное место должно быть отведено образованию и воспитанию молодежи. Эффективно решить данные вопросы могут только одаренные педагоги, способные предложить новые подходы и средства воспитания, сформировать новое мировоззрение. Такое качество личности, как «одаренность» приобретает огромную важность в России и за рубежом. Личностная характеристика одаренности в полной мере относится не только к студентам, но и в большей степени к преподавателям вузов. Интеллектуальный ресурс специалистов становится решающим фактором в условиях глобальной конкуренции между странами. Проблема выявления и подготовки одаренных педагогов и студентов приобрела не только личностно-значимое, но и социальное измерение в нашем обществе. В статье представлены известные одаренные педагоги саратовских вузов.
Ключевые слова: одаренность, генезис понятия одаренности, исторические предпосылки появления феномена одаренности, одаренность педагогов.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.09.2020).
2. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3: Государство. М.: Мысль, 1994. 654 с.
3. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4: Политика. М.: Мысль, 1983. 830 с.
4. Бэкон Ф. Сочинения в 2 т.: Т. 1. М.: Мысль, 1977. 567 с.
5. Кант И. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 7: К вечному миру. Спор факультетов. Антропология. Успехи метафизики. М.: ЧОРО, 1994. 494 с.
6. Коменский Я.А. Великая дидактика. URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000049/st019.shtml
7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. http://az.lib.ru/u/ushinskij_k_d/text_1867_chelovek_kak_predmet_vospitaniya_tom_1.shtml
8. Ж.-Ж. Руссо: Pro et Contra [Идеи Жан-Жака Руссо в восприятии и оценке русских мыслителей и исследователей (1752—1917). Антология] / Сост. А.А. Златопольская и др. СПб.: Издательство РХГА, 2005. 798 с.
9. Штейнер Р. Философия свободы. Основные черты одного современного мировоззрения. Ереван: Ной, 1993.
10. Мавзовин В.С., Капичникова О.Б., Булгаков С.В., Поздникин А.А., Капичников А.И. Одаренный педагог: история и современность // СПО. 2021. № 10 (314). С. 39–43.
11. Калиниченко Э.Б., Романова О.В., Капичников А.И., Капичникова О.Б. О преемственности формирования компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24). С. 104–107.