Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

The role of parental attention in shaping personality of the child of school age

Л.Г. Насырова

УДК 37.02

https://doi.org/10.20339/AM.11-21.101

 

Л. Насырова,

канд. ист. наук, доц. кафедры всеобщей и отечественной истории

Казанский (Приволжский) федеральный университет

е-mail: nasyrova4444@mail.ru

 

Исследована тема влияния различных факторов на формирование личности детей. Самый важный из них — фактор родителей, их внимания и отношения к ребенку. Цель данного исследования — провести оценку текущей ситуации с детско-родительскими отношениями, их значением, а также значением школы в формировании личности ребенка. Исследование проводилось с помощью интервью, в котором принимали участие 90 школьников из г. Кемерово (Россия). Для удобства анализа дети были разделены на три группы: (1) 8–10 лет; (2) 11–14 лет; (3) 15–16 лет. В каждой возрастной группе было по 30 человек. Результаты подтвердили мнения других ученых и концепций о том, что родительское внимание, забота и детско-родительские отношения в целом имеют критическое значение для формирования личности детей 8–16 лет. Существует большое количество семей, где имеются те или иные проблемы в отношениях детей с родителями. Вопрос нехватки внимания стоит наиболее остро в неполных, а также в неблагополучных семьях. Значение родительского внимания несколько уменьшается с возрастом, однако это остается ключевым фактором в формировании личности ребенка. Данная статья делает вклад в изучение психологии детско-родительских отношений и их влияния на последующую жизнь человека. Данная статья может быть интересна педагогам, психологам, родителям, а также широкому кругу лиц, интересующихся проблемой детско-родительских отношений и формирования личности ребенка.

Ключевые слова: родительское внимание, формирование личности ребенка, детско-родительские отношения.

 

Литература

  1. Верещагина А., Гафиатулина Н. Благополучное детство как основа социального здоровья молодых поколений: индикаторы социологического измерения // Инженерный вестник Дона. 2016. № 1. С. 1–13.
  2. Захарова С. Оптимизация детско-родительских отношений в неполных семьях // Core. 2016. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/81697537.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
  3. Беляева Н. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка // IN SITU. 2016. № 4. С. 95–98.
  4. Потанина Л., Склярова Т. Развитие ценностно-нравственных представлений у учащихся в системе школьного образования // Перспективы Науки и Образования. 2019. Т. 3. № 39. С. 255–265.
  5. Грицай Л. Некоторые аспекты социально-педагогической технологии формирования родительской культуры современной молодежи // Вестник Кемгуки. 2012. № 19. С. 129–135.
  6. Хасанова Р., Середкина Е. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних: анализ экспертных интервью // Известия высших учебных заведений. 2019. Т. 4. № 204. С. 111–115.
  7. Аплашова А.Семья и современный социум (роль семьи в самоопределении личности). СПб., 2017. 467 с.
  8. Кулагина И. Развитие ребенка от рождения до 17 лет // Университет Российской Академии Образования. 1999. URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/7de/7dee11d66bbd359ac51cf1038655ba85.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
  9. Зенова Н., Мазалова М. Влияние образования на развитие личности ребенка в период обучения в начальной школе // Образование в Современном Мире. 2015. URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2015/03/05/zenova_m... (дата обращения: 20.07.2021).
  10. Волков Б. Психология детей младшего школьного возраста. Изд. 7-е. М., 2016. 208 с.
  11. Дебриян Е. Роль родительской любви в развитии полноценной личности детей младшего школьного возраста // Омский научный вестник, 2009. Т. 1. № 75. С. 143–146.
  12. Головей Л., Савенышева С., Энгельгардт Е. Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 18–32.
  13. Миняйло И. Формирование культуры взаимодействия семьи и школы. Москва, 2009. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2009/Minyailo_I_N_2009.pdf (дата обращения:  20.07.2021).
  14. Киселева Ю. Роли родительской любви в формировании разных стилей воспитания и личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Тула, 2018. 53 с.
  15. Истомина И., Мехдиева И. Современные тенденции семейного воспитания в развитии личности детей 7–11 лет // Православие. Наука. Образование. 2016. Т. 1. № 1. С. 57–60.
  16. Брагина Т. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте. Новосибирск, 2000. URL: доступа:http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2000/Bragina_T_V_2000.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
  17. Васягина Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей // Психолого-педагогические проблемы образования. 2013. № 1. С. 63–69.
  18. Орлова А. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. Т. 8. № 62. С. 111–114.
  19. Чурекова Т., Москаленко И. Обусловленность формирования нравственных ценностей особенностями развития младшего подростка в современном социуме // Вестник КемГУКИ. 2011. № 17. С. 125–133.
  20. Юдина А. Факторы влияния на социализацию подростков в условиях трудной жизненной ситуации // Вестник Кемгуки. 2013. № 24. С. 231–243.