УДК 330.3+378
https://doi.org/10.20339/AM.07-21.059
Н.В. Скачкова,
канд. пед. наук, доц., доц. кафедры
профессионального обучения, технологии и дизайна
Томский государственный педагогический университет
e-mail: nvs-07@mail.ru
Анализируется проблема сближения различных отраслей естественных и гуманитарных наук вследствие смены технологических укладов, что привело к появлению концепции технологической конвергенции. Дальнейшее развитие и формирование этой концепции привело к осознанию необходимости продолжения безопасного развития техносферы за счет появления принципиально новых технологий и ресурсов, которые должны быть созданы по образцам живых объектов экосферы. Решение этих перспективных задач привело к возникновению конвергентных технологий, опирающихся на взаимное проникновение нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных наук. Эти технологии легли в основу формирования концепции четвертой промышленной революции, сформулированной К. Швабом. Технологии четвертой промышленной революции влекут за собой глобальные трансформации технологического уклада, социокультурой экосистемы современного человеческого общества, преобразуют физический мир, обусловливают изменение человека и значительно трансформируют современный образовательный ландшафт. Определено происхождение и содержание термина «Индустрия 4.0». Представлен анализ и характеристики основных технологий индустрии 4.0, которые определяются социально-экономическими и революционными технологическими изменениями, происходящими в современном обществе. Установлено влияние технологий индустрии 4.0 на содержание профессионального образования, методы обучения и формы организации учебной деятельности. Выявлены проблемы цифровой трансформации образования, вызванные кардинальными и системными изменениями, связанными с появлением и перспективным развитием технологий индустрии 4.0.
Ключевые слова: технологическая конвергенция, технологии индустрии 4.0, цифровая трансформация профессионального образования.
Литература
- Скачкова Н.В. Детерминанты развития современного профессионального образования) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 6. С. 5–11. DOI: 10.20339/AM.06-18.005
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 2004. 788 с.
- Наука и социальная картина мира: к 80-летию академика В.С. Стёпина. М.: Альфа-М, 2014. 767 с.
- Интервью с академиком В.С. Стёпиным // Вестник Томского государственного педагогического университете. 2008. Вып. 1 (75). С. 7–10. URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2008&issue=1&article_id=1047 (дата обращения: 03.05.2021).
- Ковальчук М.В. Конвергенция наук и технологий — новый этап научно-технического развития // Вопросы философии. 2013. № 3. С. 3–11.
- Roco M.C., Bainbridge W.S., Tonn B., Whitesiedes G. Convergence of Knowledge, Technology, and Society: Beyond Convergence of Nano- Bio- Info- Cognitive Technologies. World Technology Evaluation Center. Dordrecht, Heidelberg, New York, London: Springer, 2013. DOI: 10.1007/978-3-319-02204-8
- Аматова Н.Е. Развитие и внедрение NBIC-технологий: история и современность // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. 2014. № 5. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15075 (дата обращения: 03.05.2021).
- Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2020. 208 с.
- Технологии четвертой промышленной революции. М.: Эксмо, 2021. 321 с.
- РБК тренды. Роботы против людей. URL: https://trends.rbc.ru (дата обращения: 30.04.2021).