УДК 37(091)
https://doi.org/10.20339/AM.06-21.110
Ю.В. Вельдина,
канд. пед. наук, доц. кафедры «Иностранные языки»
e-mail: gusarovauvg@yandex.ru
ORCID: 0000-0002-3217-9872
О.А. Вагаева,
канд. пед. наук, доц., доц. кафедры «Педагогика и психология»
e-mail: yurmashevj@inbox.ru
ORCID: 0000-0003-0161-746X
Пензенский государственный технологический университет
Исследована проблема модернизации системы профессионального образования в ракурсе обращения к историческому прошлому, поскольку интересный опыт решения разного рода проблем и задач может быть использован в настоящее время. Анализ архивных источников позволяет проследить, как именно шел процесс становления системы профессионального образования на начальных этапах и получить понимание того, какие факторы оказали на него влияние. В статье представлена периодизация подготовки специалистов в системе среднего и высшего профессионального образования c 1917 до начала 1960-х гг. Первый период 1917–1945 гг. — становление сети учреждений системы среднего и высшего профессионального образования в новых социально-экономических условиях, создание новых типов учреждений. Второй период 1945 г. — начало 1960‑х гг. — оформление централизованной системы подготовки кадров, ее совершенствование на основе принципов государственности, централизации, системности и плановости. Выбор территориальных рамок обусловлен тем, что Поволжье является центральным регионом России, особенности развития системы профессионального образования в котором являются типичными и для других регионов нашей страны. Выбор указанного хронологического периода объясняется тем, что именно с 1917 до начала 1960-х гг. в нашей стране начала складываться и окончательно была оформлена традиционная система подготовки специалистов в профессиональном образовании, которая функционирует сегодня.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, Поволжье, периодизация, специалист.
Литература
1. Аврус А.И. История российских университетов: Очерки. М.: Московский научный общественный фонд, 2001. 85 с.
2. Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы. Опыт, поиск, задачи, пути реализации. М., 1987. 344 с.
3. Бушмина О.В. Становление и развитие системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2005.
4. Государственный архив Пензенской области. Ф.р. 253. Оп. 1. Д. 1429. Л. 60.
5. Государственный архив Пензенской области. Ф.р. 2473. Оп. 1. Д. 333. Л. 67.
6. Государственный архив Пензенской области. Ф.р. 2417. Оп. 1. Д. 272. Л. 92.
7. Государственный архив Пензенской области. Ф. 81. Оп. 1. Д. 1070. Л. 48.
8. Государственный архив Саратовской области. Ф.р. 332. Оп. 2. Д. 395. Л. 23, 24.
9. Государственный архив Ульяновской области. Ф. 318. Оп. 2. Д. 2. Л. 24 об.
10. Государственный архив Саратовской области. Ф.р. 2695. Оп. 1. Д. 40. Л. 1.
11. Данилова Е.В. Отечественная высшая школа в 1917–1927 гг.: исторический опыт и уроки становления: автореф. … дис. канд. ист. наук. Саратов, 2010. 23 с.
12. Данилова З.Г. Профессионализация и ресоциализация детей-сирот в системе начального и среднего профессионального профобразования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2009. 49 с.
13. Еремеева А.Н. Вузы российских регионов в условиях гражданского противостояния (1917–1920) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 3. С. 88–92.
14. Лепешкин Л.А. Пензенскому технологическому институту 40 лет. Пенза: ПТИ, 1999. 122 с.
15. Матушанский Г.У. Непрерывное образование научно-педагогических кадров высшей школы. Курс лекций. Казань: Новое знание, 2000. 72 с.
16. Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении): Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 14.10.1994 № 1168.
17. О государственных трудовых резервах СССР: Указ Президиума Верховного Совета СССР // Сборник важнейших законодательных и ведомственных материалов о трудовых резервах СССР. М., 1948. С. 5.
18. Осовский Е.Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917–1940 гг.). М., 1980. 310 с.
19. Подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура в современном университете. СПб.: Книжный дом, 2005. 320 с.
20. Профессора и доктора наук Саратовской области. 1909–1999: библиогр. справочник. В 8 т. Т. 1. 1909–1917. Саратов: СГУ, 2000. 248 с.
21. Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 256 c.
22. Репинецкий А.И. Работники промышленности Поволжья: демографический состав, образовательный и профессиональный уровень. 1945–1965 гг. Самара: Изд-во ООО «НТЦ», 1999. 404 с.
23. Синецкий А.Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы СССР. М.: Советская наука, 1950. 236 с.
24. Центральный государственный архив Республики Мордовия. Ф.р. 2542. Оп. 1. Д. 104. Л. 18.