Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Эффективность применения рейтинг-технологий: критерии и показатели

Н.С. Данакин, В.В. Шкилёв
80,00 ₽

 

УДК 378:303

https://doi.org/10.20339/AM.03-20.007     

 

Н.С. Данакин,

д-р социол. наук, проф.

Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова

e-mail: synergy7@mail.ru 

В.В. Шкилёв,

канд. социол. наук, доц.

Бедгородский национальный исследовательский университет

e-mail: vitaliy9092@mail.ru

 

Исследована тема широкого использования рейтинговых технологий в вузовском образовательном пространстве. Актуализированы вопросы эффективности применения этих технологий. В данной статье представлены результаты социологического исследования этих вопросов. Определены пять критериев эффективности: когнитивный, эмоциональный, социально-психологический, мотивационный, конативный (поведенческий). Рейтинг по итогам года известен двум третям опрошенных студентов и преподавателям. Восприятие рейтинговых оценок сопровождается, как правило, положительными или умеренными эмоциональными реакциями. Треть опрошенных преподавателей отмечают позитивную тенденцию в изменении взаимоотношений в коллективе, подавляющее большинство студентов считают, что взаимоотношения в учебной группе никак не изменились вследствие применения балльно-рейтинговой системы. Отрицательные оценки мотивационного эффекта балльно-рейтинговой системы перевешивают положительные оценки и у преподавателей и у студентов. Вместе с тем, три четверти опрошенных студентов заявили, что у них возникает желание что-то изменить в своей учебе по результатам рейтинговой оценки.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, рейтинг-технология, рейтинговая оценка, вузовское образование, эффективность, критерий, показатель.

Литература

  1. Espeland, W.N., Sauder, M. Rankings and reactivity: How public measures recreate social worlds. American Journal of Sociology. 2007. No. 1. P. 1–40.
  2. Hazelkorn, E. Learning to live with league tables and ranking: The experience of institutional leaders. Higher Education Policy. 2008. Vol. 21. P. 194.
  3. Salmi, J., Saroyan, A. League tables as policy instruments: The political economy of accountability in tertiary education. In: Higher Education in the World 2007. Hampshire: Plagrave, 2007. P. 79–90.
  4. Бокова Т.Н., Кривошапова А.С. Рейтинговая система оценивания знаний студентов в высших учебных заведениях США И России // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 25-2. С. 223–226.
  5. Глухова Т.В. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов: проблемы внедрения и перспективы развития // Мир науки и образования. 2015. № 1. С. 18.
  6. Григорьева А.Н. Рейтинговая система оценки подготовки студентов // Высшее образование сегодня. 2013. № 5. С. 15–23.
  7. Пономарев М.В. 10 мифов о балльно-рейтинговой системе. URL: http://mpgu.su/obrazovanie/ballno-reytingovaya-sistema/10-mifov/
  8. Прахова М.Ю., Светлакова С.В., Заиченко Н.В., Хорошавина Е.А., Краснов А.Н. Концепция балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 17–25.
  9. Садченкова Ю.П., Бельская Е.Г. Применение рейтинговых систем контроля знаний студентов вузов: проблемы и перспективы // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 18. С. 192–194.
  10. Шехонин А.А., Тарлыков В.А Балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 22–30.