УДК 378::005.33
https://doi.org/10.20339/AM.12-19.055
М.Р. Сафиуллин,
д-р экон. наук, проф., проректор
по вопросам экономического и стратегического развития
Л.А. Ельшин,
д-р экон. наук, директор
Центра стратегических оценок и прогнозов
Е.В. Фахрутдинова,
д.э.н., заведующая кафедрой управления человеческими ресурсами
Института управления, экономики и финансов
Казанский (Приволжский) федеральный университет
e-mail: Leonid.Elshin@tatar.ru
Раскрываются методические подходы к оценке эффективности развития региональной системы высшей школы России. Опираясь на сформировавшиеся в практике методы рейтингования национальных систем высшего образования отдельных высших учебных заведений, разработан алгоритм, позволяющий на основе построения отдельных субиндексов, характеризующих соответствующие функциональные направления развития высшей школы, определить эффективность ее развития на мезоуровне. Реализованный подход формирует основу для проведения не только сравнительного анализа развития региональной высшей школы РФ, но и может служить основой для выработки государственной региональной политики в сфере высшего образования. Апробация предложенных методов реализована на основе регионов Приволжского федерального округа. Результаты проведенных исследований позволили выявить, опираясь на предложенный инструментарий, регионы, ориентированные на лидерство в высшем образовании и науке, и регионы, нуждающиеся в стимулировании развития системы высшей школы по идентифицированным направлениям. Важным аспектом проведенной работы является многокомпонентный динамический анализ развития региональной системы высшего образования за 2017 г. Реализация данного этапа исследования позволила классифицировать регионы по уровню эффективности развития высшей школы по таким направлениям, как «Научная продуктивность», «Международная привлекательность», «Эффективность обучения», «Инфраструктура» и «Финансы».
Ключевые слова: региональная высшая школа, вузы, эффективность, государственное регулирование, межрегиональный анализ, Приволжский федеральный округ.
Литература
1. QS University Rankings Top Universities. 2017. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings
2. The Global Entrepreneurial University Metrics initiative. URL: https://www.triplehelixassociation.org/news/the-global-entrepreneurial-university-metrics-initiative
3. Global Entrepreneurial University Metrics (GEUM) Workshop II. URL: http://triplehelix. net/geum.html
4. Салми Дж. Создание университетов мирового класса. М., 2009.
5. Gube J. Breadcrumbs in web design: examples and best practices. URL: http://www.smashingmagazine. com/2009/03/17/breadcrumbs-in-web-design-examples-and-best-practices-2/
6. Knight K. Planning and implementing website navigation. URL: http://www.smashingmagazine.com/2011/06/06/planning-and-implementing-web...
7. Classification of learning activities (CLA). Eurostat Manual. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/3859598/7659750/KS-GQ-15-011-EN-N.pdf
8. Millot B. International rankings: Universities vs. higher education systems // International Journal of Educational Development. 2015. Т. 40. С. 156–165.
9. Эффективность региональных систем образования связана с внутренней конкуренцией вузов в регионе. URL: https://rr-info.ru/industries/education/2902.html
10. Борисова А.А. Инструменты диагностики профильной занятости выпускников: ограничения и результаты использования // Вестник КемГУ. 2016. № 1. С. 10–16.
11. Донецкая С.С. Анализ конкурентоспособности российских университетов в мировых рейтингах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 20–31.
12. Меликян А.В. Статистический анализ российской системы высшего образования // Вопросы статистики. 2017. № 1. С. 26–35.
13. Прахов И.А. Обзор основных моделей перехода «школа-вуз» в западноевропейских странах и США // Вопросы образования. 2009. № 2. С. 108–121.
14. Стеклов И.А. Региональное развитие и человеческий капитал как его источник // Совет ректоров. 2013. № 1. С. 60–64.
15. Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/
16. Safiullin M.R., Safiullin N.Z., Safiullin L.N. Estimation of competitiveness of Russian regions by economic activity // World Applied Sciences Journal. 2013
17. Innovation U 2.0 Reinventing University Roles in a Knowledge Economy. URL: http://www. innovation-u.com/InnovU-2.0_rev-12-14–14.pdf
Работа выполнена за счет средств субсидии, выделенной Казанскому государственному университету для выполнения государственного задания в сфере научной деятельности (№ 26.9776.2017/БЧ).