https://doi.org/10.20339/AM.07-18.067
Л.А. Роменская,
канд. искусствоведения, проф., заведующая
кафедрой теории музыки
А.А. Нижник,
канд. искусствоведения, доц., заведующий
кафедрой народных инструментов
Е.В. Остер,
преподаватель кафедры теории музыки
Белгородский государственный институт искусств и культуры
e-mail: romen_76@list.ru
Предложено изложение онтологии музыки – одного из разделов когнитивного музыкознания. Ценность онтологического подхода заключается в моделировании пространственно-временных и смыслообразующих параметров бытия музыки. С позиций историко-культурологического подхода, осуществляется категориальный синтез, благодаря которому онтологическая концепция раскрывает духовные смыслы музыкального произведения как творческого процесса и музыки как бытия общения. Онтология музыки есть способ самоосуществления личностью (субъектом творчества) целостности Бытия через общение в триедином пространстве-времени возможных коммуникативных интенций «композитор →исполнитель ®слушатель». Результаты онтологического анализа музыкального произведения открывают перспективу для экстраполяции ее методов в широкий контекст музыкальной культуры, как храмовой, так и светской.
Ключевые слова: oнтология музыки, философско-богословский дискурс, музыковедческий дискурс, пространство, время, смысл.
Литература
- Бретаницкая А. Послесловие или попытка понять толкование Петром Сувчинским проблемы пространства и времени в контексте художественной и философской мысли ХХ века // Музыкальная академия. 2001. № 2. С. 102-114.
- Зенкин К.В. Музыка в богословско-философской системе Лосева // Музика і Біблія. К., 1999. С. 39-44.
- Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.
- Малышев И.К определению понятия «музыкальное произведение» // Эстетические очерки. М., 1973. С. 142-163.
- Медушевский В. Внемлите ангельскому пенью. Минск,1999.
- Медушевский В.В. Духовный анализ музыки. М., 2014.
- Медушевский В.В. О церковной и светской музыке // Музыкальное искусство и религия. М., 1994. С. 20-46.
- Медушевский В.В. Таинственные энергии музыки // Музыкальная академия. 1992. № 3. С. 54-58.
- Орлов Г. Время и пространство музыки // Проблемы музыкальной науки. М., 1972. С. 358-394.
- Сниткова И. Картина мира, запечатленная в музыкальной структуре (о концептуально-структурных парадигмах современной музыки) // Музыка в контексте духовной культуры. М., 1992. С. 8-31.
- Флоренский П.А. Христианство и культура. М., 2001.
- Флоренский П.А. Сочинения. М., 1990.