Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Дискурс как инструмент мягкой силы, модифицирующей национальный культурный код в маркетинговой среде. Часть 2. Теоретические соображения и задачи языковых кафедр вузов России

Н.И. Черенкова, В.И. Черенков
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/AM.05-18.052

Н.И. Черенкова,

к-т филол. наук, доц.,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

e-mail: cherenkovanat51@gmail.com

В.И. Черенков,

д-р экон. наук, проф.,

Санкт-Петербургский государственный университет,

Институт «Высшая школа менеджмента»

e-mail: cherenkov@gsom.pu.ru 

 

Рассматривается воздействие зарубежного дискурса на национальное общественное сознание, что может модифицировать национальный культурный код, равно как и социокультурное и политическое восприятие и/или поведение граждан (особенно молодежи). Рассмотрены проблемы социализации современного студенчества, включая такие ее исключительно важные при обострении геополитической борьбы формы, как политическая и геополитическая. Уточнены основные черты и значение дискурса в таких его формах, как политический и геополитический дискурс, что потребовало определения понятий: геополитическая культура и геополитический код. Кросскультурный трансфер знания, выполняемый посредством целенаправленно сконструированного дискурса, рассматривается как средство мегамаркетинговой модификации национального культурного кода и, в частности, родного языка нации. Полученные результаты приводят к пониманию дискурса как мощного инструмента мягкой силы. Отмечено исключительное влияние внешне управляемого Интернет-дискурса на все формы социализации студентов и на общую деградацию их культуры. В центр внимания поставлена задача защиты русского языка. Языковые кафедры российских университетов представлены как межцивилизационный лингвосоциокультурный интерфейс, где должна иметь место (гео)политическая социализация студентов.

Ключевые слова: геополитическая культура, геополитическая социализация, геополитический дискурс,  геополитический код, Интернет-дискурс, мегамаркетинговая модификация, мягкая сила, национальный культурный код.

 

Литература

1.           McLuhan, M. Fiore, Q., Agel, M. (1968) War and Peace in the Global Village. New York: Bantam Books.

2.           Lister, Т. (2018) Protests die down, but the anger in Iran won't go away, CNN, January 5. URL: http://edition.cnn.com/2018/01/05/middleeast/iran-protests-analysis-list...

3.           Черенков В.И., Черенкова Н.И. (2018) Некоторые вопросы восстановления воспитательной функции в российской высшей школе (маркетинговый подход к геополитической социализации студентов) // Alma mater (Вестник высшей школы). — № 4. — С. 79–86. DOI 10.20339/AM.04-18.079

4.           Абдуразаков Р.А. (2015) О концепте «геополитическая социализация» и необходимости его постановки в текущих политических условиях. URL: http://issledo.ru/wp-content/uploads/2015/08/Sb_k-4-4.pdf

5.           Щеглов И.А. (2015) Политическая социализация как проблема политической теории // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 18.

6.           Большая советская энциклопедия. — М., 1976.

7. Голобородько А.Ю. (2015) Лингвокультурологическое измерение государственной культурной политики: от текста культуры к дискурсу «Мягкой силы». Краснодар.

8.           Щеглов И.А. (2017) Проблема политического в теории политической социализации // Общество: политика, экономика, право. — 2017. — № 1.

9.           Политическая социология (2014). Часть 2. Социальные механизмы международных отношений. Архангельск.

10.         O’Loughlin, J., Ó’Tuathail, G., Kolossov,V. (2005) Russian Geopolitical Culture and Public Opinion: The Masks of Proteus Revisited. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/d00d/a5456b33289d400a6d49e1f036230c7f17...

11.         Gosselin, P.B. (1986) A Cybernetic Approach to the Definition of Religion. URL: http://www.samizdat.qc.ca/cosmos/sc_soc/tm_pg/ch2_eng.htm#fnB15

12.         Teun, A. Van Dijk (2008) Discourse, knowledge, power and politics: Towards Critical Epistemic Discourse Analysisб Lecture CADAAD,Hertfordshire. URL: https://repositori.upf.edu/bitstream/handle/10230/20021/WORKING%20PAPERS...

13.         Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). — М., 2005.

14. Энциклопедия социологии. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/

15.         Философский словарь. — URL: http://www.endic.ru/enc_philosophy/Diskurs-2595.html

16. Латинско-русский словарь. — M., 1976.

17.         Wojcieszak, M.E., Mutz, D.C. (2009) Online Groups and Political Discourse: Do Online Discussion Spaces Facilitate Exposure to Political Disagreement? URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.458.5699&rep=re...

18.         Seriot P. (1985) Analyse du discours politique sovietique. Revue des Études Slaves, Paris.

19.         Оломская Н.Н. (2011) Прагматические и функциональные аспекты формирования дискурса PR (на материале исследования теледискурса, радиодискурса, компьютерного дискурса и рекламного дискурса. — Краснодар.

20.         Андрюхина Т. (2013) Язык власти и власть языка / Право и управление XXI век.

21.         Sakwa, R. (2013) The Soviet collapse: Contradictions and neo-modernisation, Journal of Eurasian Studies, 4, pp. 65–77.

22.         Nye, J.S.Jr. (1991) Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. NY: BasicBooks.

23.         Nye, J.S.Jr. (2004) Wielding Soft Power. In: Nye, J.S.Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics. URL: http://www.belfercenter.org/sites/default/files/legacy/files/joe_nye_wie...

24.         Hussein, B. Al-Sheikh (2012) The Sapir-Whorf Hypothesis Today, Theory and Practice in Language Studies. Vol. 2, no. 3, pp. 642–646.

25.         Nerrier, J.-P., Hon, D. Globish The World Over. URL: http://www.globish.com/

26.         Клюев Ю.В. (2010) Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного политического взаимодействия. С.-Петербург.

27.         Wardhaugh, R. (2002). An introduction to sociolinguistics. Oxford: Blackwell Publishers.

28.         Usage of content languages for websites (2018). URL: https://w3techs.com/technologies/overview/content_language/all

29.         Ohmae, K. (1985) Triad Power, The Coming Shape of Global Competition. The Free Press, New York.

30.         Филиппов В.Р. «Теория нации» И. Сталина и ее влияние на отечественную этнологию. — URL: http://litceysel.ru/

31.         Шрамко С.И. Отец народов и его определение нации [Sramko, S.I. The father of peoples and his definition of nation]. URL: https://www.proza.ru/2013/07/23/1515

32.         Соколовский С.В. «Итальянские корни» советской теории этноса [Sokolovsky, S.V. “Italian cores” of Soviet theory of ethnos]. URL: http://postnauka.ru/longreads/8877

33.         Большая Советская энциклопедия. — Т. 31. — М., 1934.

34.         Gill, S.K. (2014) Language Policy Challenges in Multi-Ethnic Malaysia,  Multilingual Education 8, Springer Science+Business Media Dordrecht.

35.         Замалетдинов Р.Р., Замалетдинова Г.Ф. Язык – культурный код нации и ключ к культуре всего человечества // Филология и культура. — 2012. — № 2 (28).

36.         Cultural Code of Eastern Partnership (2015). URL: http://www.kultura.org.ua/wp-content/uploads/Publication_concept_road-ma...

37.         Molander, R.C., Riddile, A.S., Wilson, P.A. (1996) Strategic information warfare: a new face of war. URL: https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/monograph_reports/2005/MR661.pdf

38.         Usage of content languages for websites (2018). URL: https://w3techs.com/technologies/overview/content_language/all

39.         Иванова С.В., Артемова О.Е. Роль карнавализации в идентификации культурного кода (на материале современного американского медиадискурса) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2011. — № 1. — С. 125–136.

40.         Коновалов Л.В. Разрушительные последствия развития Интернета. URL: https://www.twirpx.com/file/2107846/

41.         Thanasoulas, D. (2001). Radical Pedagogy: The importance of teaching culture in the foreign language classroom. URL: http://radicalpedagogy.icaap.org/content/issue3_3/7-thanasoulas.html

42.         Pennycook, A. (2012) Lingua Francas as Language Ideologies. In: English as an International Language in Asia: Implications for Language Education. URL: http://www.springer.com/gp/book/9789400745773

43.         Bourdieu, P. (1971) Systems of education and systems of thought. In: Knowledge and Control: New Directions in the Sociology of Education. London, Collier-Macmillan.

44.         Teekens, H. (2003) The Requirement to Develop Specific Skills for Teaching in an Intercultural Setting. Journal of Studies in International Education. Vol. 7, no.1, pp. 108-119.

45.         Язык как культурный код нации. — СПб, 2014.

46.         Najafi, H. (2015) McDonaldization, Society, and Education International. URL: http://mpra.ub.uni-muenchen.de/12547/

47.         Кузьменкова В.А. Роль произведений русской классической литературы в курсе «Русский язык и культура речи». URL: https://istina.msu.ru/conferences/presentations/37971485/

 

 

В основу настоящей статьи положен доклад авторов «Defining Discourse as a Tool of Soft Power Modifying Socio-Cultural Environment: Theoretical Considerations and Items Relating to Academia», сделанный на IV Международной научной конференции «Развивающиеся рынки – 2017» Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета, 5–7 октября 2017, Санкт-Петербург.