https://doi.org/10.20339/AM.2-18.010
И.Б. Орлова,
д-р филос. наук, проф., заведующая отделом ИСПИ РАН,
заведующая кафедрой
Высшей школы современных социальных наук (факультет)
МГУ имени М.В. Ломоносова
e-mail: irorlova@mail.ru
Исследован феномен актуального вызова системе высшего образования — необходимость реагировать на новейшие тенденции в научно-технологическом развитии общества. Суть тенденций — в тесном взаимодействии различных научных областей, конвергенции наук и технологий, сокращении дистанции между естественными и социальными науками. В статье рассмотрены конкретные примеры проектов, основанных на НБИКС-конвергенции (синтезе нано-, био-, информационных, когнитивных, социально-гуманитарных технологий). Внимание акцентировано на том, что сегодня социальная оценка последствий применения технологических инноваций значительно отстает от темпов их внедрения. Обозначены конкретные субъекты решения названных задач, способные выступать в качестве консультантов, экспертов, умеющие проводить правовую, социальную, этическую диагностику экспериментов.
Ключевые слова: подготовка специалистов, конвергенция наук, социальные технологии, социально-этическая экспертиза.
Литература
1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. — М., 2000.
2. История тела. — М., 2016.
3. Латур Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии. — СПб., 2006.
4. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. — М., 1990.
5. Романовская О.В. Генетическое консультирование в семейном праве // Гражданин и право. — 2014. — № 12.
6. Фуко М. Археология знания. — К., 1969.