https://doi.org/10.20339/AM.10-17.052
И.В. Севастьянова,
ассистент кафедры «Романская и германская филология»
Севастопольский государственный университет
e-mail: iresvastyanova@gmail.com
Рассматривается проблема воспитания личностных качеств моряков в системе профессиональной подготовки. Анализ научной литературы, морских и образовательных нормативных документов показал специфику деятельности моряков, которая призвана обеспечить быстрое принятие решений, чтобы обеспечить плавучесть судна и безопасность экипажа в экстремальных условиях. Рассмотрена международная практика судоходных компаний, которые выдвигают ряд требований, включающих не только профессиональные знания, умения и навыки, но и личностные характеристики моряка, определяющие успешную профессиональную деятельность в условиях работы на море. Сделан вывод о том, что новая парадигма высшего профессионального образования ориентирована на реализацию внутренних заделов личности, т.е. на формирование наряду со знаниями, умениями и навыками личностных качеств, способствующих успеху специалиста в морской деятельности.
Ключевые слова: высшее образование, морской профиль, морские специалисты, профессиональная подготовка, нормативные документы, личностные качества, экстремальные условия.
Литература
1. Величко Ю.А. Математическая составляющая профессиональной подготовки будущих специалистов судоводителей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Новосибирск, 2008.
2. Юминов А.Н. Управление качеством подготовки специалиста морского транспорта: на примере Владивостокского морского техникума: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Владивосток, 2011.
3. Основная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 26.05.05 «Судовождение». — Севастополь, 2016.
4. Мойсеенко С.С. Социально-педагогические условия продолженного профессионального образования морских инженеров: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Калининград, 2004.
5. Чкония В.А. Оптимальное использование пространства знаний в интеллектуальных системах судовождения: Автореф. дис. ... канд. техн. наук. — Мурманск, 2004.
6. Дулин В.Н. Развитие профессионального опыта морских специалистов в учебно-тренажерных центрах: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Калининград, 2006.
7. Добровольский Ю. Организационно-социальные условия подготовки морских специалистов к действиям в экстремальных ситуациях в Республике Польша: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Калининград, 2002.
8. Андреев В.Н. Вопросы совершенствования тренажерной подготовки судоводителей речного флота: Автореф. дис. ... канд. техн. наук. — Новосибирск, 2001.
9. Герганов Л.Д. Профессиональная подготовка плавсостава Придунавья в условиях международной интеграции / Професійне навчання на виробництві. — К., 2009.
10. Зыкова В.Н. Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов судоводительских факультетов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2002.
11. Севастьянова И.В. Актуальные аспекты формирования культуры специалистов морского профиля. — Томск, 2016. — С. 83–85.
12. Цибульская Е.В. Теория и методы профессионального языкового образования морских судоводителей: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Новосибирск, 2001.
13. Верба Г.И. Развитие коммуникативной культуры специалистов при обучении английскому языку в военно-морском вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Калининград, 2006.
14. Севастьянова И.В. Новые тенденции в подготовке специалистов морского профиля. — Кемерово, 2016. — С. 145–148.