Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Формирование новой модели магистерской программы в области демографии на основе компетентностного подхода

Т.К. Ростовская, Д.В. Накисбаев, Е.Н. Васильева, Е.В. Сухушина
80,00 ₽
УДК 378+37.09:316
 
 

Т.К. Ростовская,

д-р социол. наук, профессор,

заместитель директора

Института демографических исследований ФНИСЦ РАН;

директор

Института современных языков, межкультурной коммуникации и миграций

Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, Москва

https://orcid.org/0000-0002-1629-7780, ResearcherID F-5579-2018

e-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru

Д.В. Накисбаев,

канд. полит. наук, заведующий кафедрой

государственного и муниципального управления,

заместитель директора

Института современных языков, межкультурной коммуникации и миграций

Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, Москва

https://orcid.org/0009-0001-0397-3612

e-mail: nakisbaev-dv@rudn.ru

Е.Н. Васильева,

д-р социол. наук, доцент, главный научный сотрудник

Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва

https://orcid.org/0000-0002-0460-5539

e-mail: vasilevaen@yandex.ru

Е.В. Сухушина,

канд. филос. наук, доцент,

декан философского факультета

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

https://orcid.org/0000-0002-7767-6987

e-mail: elsukhush@inbox.ru

 

 

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки квалифицированных специалистов-демографов, способных оперативно управлять социально-демографическими процессами на региональном уровне. Цель исследования — систематизировать методологические подходы к разработке компетенций, формируемых в рамках магистерских программ в области демографии. Методология: компетентностный подход как основа современного образования; использовались следующие методы исследования — качественный анализ документов — магистерских программ, реализуемых в сфере демографии. Выборка сформирована на основе экспертного опроса членов экспертной группы по направлению «Демография» при Учебно-методическом совете по направлению «Демография» в рамках ФУМО по УГСН 39.00.00 «Социология и социальная работа» и систематизации данных о работе в области демографии в поисковой системе Europass. Результаты: на основе проведенного анализа обоснованы формы и содержание формируемых компетенций, описана модель учебного плана по направлению подготовки магистров с распределением модулей, практик и аттестаций. Научная новизна: систематизированы подходы к разработке компетенцией в области демографии на основе анализа содержаний магистерских программ, реализуемых в России и за рубежом, что позволило выстроить образовательную программу в модульном формате подготовки демографов-управленцев с акцентом на дистанционное взаимодействие и проектную деятельность. Практическая значимость: предложенные компетенции и программа могут служить шаблоном для других вузов и региональных центров развития кадрового потенциала в области демографии.

Ключевые слова: демографическое образование, магистерская программа, модульный подход, региональная демография, проектная деятельность, дистанционное обучение

 

Литература

  1. Denman, B.D. What is a University in the 21st Century? Journal of Higher Education Policy and Management. 2005. Vol. 17. No. 2. Pp. 9–29. DOI:10.1787/hemp-v17-art8-enSourceRePEc
  2. Wiedner, J. Under- or overexpansion of education? Trends in qualification mismatch in the United Kingdom and Germany, 1984–2017. Social Science Research. 2024, Vol. 117, https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2023.102948
  3. Koraneekij, P., Khlaisang, J. Development of e-portfolio Management System towards Thai Qualifications Framework for Higher Education, Procedia. Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 174. Pp. 1420–1427, https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.770.
  4. Elhakim, A., Alhosani, M. Faculty perceptions of the implementation of the United Arab Emirate’s qualifications framework (QF Emirates) in federal higher education institutions. International Journal of Educational Management. 2022. Vol. 36. Iss. 5. Pp. 621–640, https://doi.org/10.1108/IJEM-04-2021-0136
  5. Allais, S. Why skills anticipation in African VET systems needs to be decolonized: The wide-spread use and limited value of occupational standards and competency-based qualifications. International Journal of Educational Development. 2023. Vol. 102, https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2023.102873
  6. Sataøen, H.L., Lövgren, D. Support and core? The changing roles of communication professionals in higher education institutions. Public Relations Review. 2024. Vol. 50. Iss. 5, https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2024.102510
  7. Сизикова В.В., Аникеева О.А. Моделирование профессиональных стандартов специалистов социальной сферы // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10 (8). С. 105–119. DOI:10.22412/1995 042X 10 8 12
  8. Bagirova, A., Voroshilova. A. The formation of demographic competencies of public servants as a new feature of Russian education. In: SGEM 2014 Conference Proceedings. Albena; 2014. Pp. 961–968.
  9. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Аксенова Н.М. Национальная система квалификаций: концептуальные и методические основы в контексте нерешенных проблем // Образование и наука. 2018. Т. 20 (6). С. 70–89. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-70-89
  10. Кичерова М.Н., Семёнов М.Ю., Зюбан Е.В. Практики оценки квалификаций: новые возможности и ограничения // Образование и наука. 2021. Т. 23 (7). С. 71–98. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-71-98
  11. Кельчевская Н.Р., Ширинкина Е.В. Интеграция образовательных и профессиональных стандартов: проблемы и пути решения // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22 (1). С. 16–25. DOI:10.15826/umpa.2018.01.002
  12. Бедрина Е.Б., Чернова К.В. Профессиональные стандарты как основа развития и совершенствования знаний в области демографии // Human Progress. 2021. Т. 7 (3). С. 5. DOI: 10.34709/IM.173.5
  13. Бедрина Е.Б., Чернова К.В. Система демографического образования в федеральных университетах России // Глобальные вызовы демографическому развитию: сб. статей. Т. 2. Екатеринбург: Ин‑т экономики УрО РАН; 2022. С. 50–63.
  14. Чернова К.В., Бедрина Е.Б. Развитие демографического образования в вузах России // Народонаселение. 2020. Т. 23 (4). С. 125–139. DOI: 10.19181/population.2020.23.4.12
  15. Ростовская Т.К., Золотарева О.А. Профессиональный стандарт «демограф» как фактор формирования новой модели кадрового потенциала // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9 (2). С. 82–95. DOI:10.19181/snsp.2021.9.2.8106
  16. Ростовская Т.К., Бедрина Е.Б., Золотарева О.А. Развитие демографического образования в России и за рубежом: монография / отв. ред. Т.К. Ростовская; ИДИ ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН; ИТД Перспектива, 2024. 224 с. DOI: 10.19181/monogr.978‑5‑89697‑421‑5.2023
  17. Ростовская Т.К., Шабунова А.А., Давлетшина Л.А. Демографическое образование в современной России: противоречия потребностей и возможностей // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15 (2). С. 55–72. DOI:10.15838/esc.2022.2.80.4
  18. Ростовская Т.К., Золотарева О.А. На пути к возрождению демографического образования в современной России // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т. 8 (1). С. 3–14. DOI: 10.18413/2313‑8971‑2022‑8‑1‑0‑1
  19. Вишневский А.Г. Избранные демографические труды. В 2 т. М.: Наука, 2005. ISBN 5-02-033775-7.
  20. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Кн.  3. Три стадии миграционного процесса. М.: Экон Информ; 2019. 218 с. ISBN 978-5-907057-90-6.
  21. Антонов А.И. Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы семейно-демографической политики в социальном государстве // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2010. № 4. С. 134–150.
  22. Боков А.Н., Карманов М.В., Смелов П.А. Статистический анализ и моделирование демографических угроз Российской Федерации. М.: Русайнс; 2016. 184 с.
  23. Kalabikhina, I.E., Baninю E.P., Abduselimova, I.A., et al. The measurement of demographic temperature using the sentiment analysis of data from the social network VKontakte. Mathematics. 2021. Vol. 9 (9). P. 987. DOI: 10.3390/math9090987