А.В. Демидова,
канд. социол. наук, директор по персоналу и кадровой политике
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
(национальный исследовательский университет), г. Москва
e-mail: demidova.av@bmstu.ru
htpps://orcid.org/0000-0003-3178-9844
А.П. Сейко,
канд. социол. наук, директор центра аналитики и мониторинга
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
(национальный исследовательский университет), г. Москва
e-mail: seiko@bmstu.ru
Поступление в вуз — значимое событие в жизни молодого человека. Среди всего прочего оно характерно не только сменой статуса, но и переходом в иную социальную среду, отличную от той, с которой ему приходилось иметь дело в школе.
В статье представлены результаты эмпирических социологических исследований, посвященных адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в техническом университете. Данные, полученные в ходе проведенных в 2022–2024 годах социологических исследований, подробно описывают механизм социальной адаптации, идентифицируют ключевые факторы, влияющие на успешность процесса адаптации студентов первого курса технического вуза, а также позволяют определить основные проблемы первоначального периода обучения. Особое внимание уделено оценке респондентами различных аспектов студенческой жизни, таких как академическая нагрузка, социальная среда, внеучебные активности и т.п. Авторы сравнивают результаты исследований, проведенных в 2022–2024 учебных годах, чтобы выявить изменения в адаптации студентов. Полученные данные представляют интерес при принятии обоснованных решений для улучшения образовательных программ и механизмов поддержки студентов в процессе их адаптации к университетской жизни, а также являются эмпирической базой для формирования образовательной и кадровой политики университета.
Ключевые слова: студенты-первокурсники, социальная адаптация, социальная среда, профессиональная подготовка, кураторство, анкетирование.
Литература
1. Алгаев А.Н. Трудности адаптации студентов к обучению в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 377–378.
2. Григорян Э.Г. Проблема социальной адаптации студентов-первокурсников в техническом вузе // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 12 (16). С. 49.
3. Демидова А.В., Сейко А.П. Индекс потребительской лояльности высшего учебного заведения: применение, методология расчета и факторы, влияющие на показатель // Социодинамика. 2024. № 7. С. 35–44.
4. Зиновьев Н.А., Святченко П.Б. Социальная адаптация студентов технического вуза // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2016. Т. 2. С. 303–305.
5. Ильин В.С. О повышении системности в педагогической подготовке студентов к работе в школе // Современные задачи общеобразовательной школы и проблемы подготовки педагогических кадров: Сб. науч. тр. АПН СССР НИИ общей педагогики. М., 1978.
6. Малейченко Е.А. Формирование установок на здоровый образ жизни в профессиональной подготовке студентов-юристов: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Волгоград, 2007. 18 с.;
7. Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; уч. секр. О.Е. Чернощек. М.: Норма : ИНФРА-М, 2023, 608 с.