Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Онтология и практика преподавания математики в высшей и средней школе

Д.Н. Букин
80,00 ₽

УДК 37.09:51

https://doi.org/10.20339/AM.10-21.046    

 

Д.Н. Букин,

д-р филос. наук, доц.

кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Волжский филиал Волгоградского государственного университета

e-mail: hetfieldukin@mail.ru

 

Рассматриваются проблемы современного математического образования: развитие понятийного аппарата дисциплины, а также способности мыслить модальными категориями при доказательстве математических положений и решении вероятностных задач. В основу работы положены результаты экспликации онтологических оснований математики, полученные ранее. Показано, что в основе целостного, глубокого восприятия математических закономерностей бытия лежит категориальная интуиция с последующей рационализацией объектов математики. Подчеркивается, что такие объекты далеко не всегда удается описать средствами экстенсиональной логики: важное место в категориальном структурировании математических знаний занимают онтические модальности необходимого и возможного. Выражается озабоченность тенденцией алгоритмизации математического мышления в процессе обучения в противовес исторически состоявшимся методам творческого поиска доказательств, альтернатив, возможностей. Особое внимание уделено теме реализации преподавателем мировоззренческой и воспитательной функции математической науки. С учетом колоссального развития вычислительных и информационных технологий необходимо помнить об антропологической и гуманитарной составляющих современной науки и образования. В обоснование актуальности и дискуссионности поднятой проблематики приводятся точки зрения специалистов из различных областей: математиков, историков, педагогов. Данная статья адресована широкому кругу читателей: научным сотрудникам, преподавателям, аспирантам, свободным исследователям.

Ключевые слова: математическое образование, философия образования, онтология математики, философские категории, школьная математика, вузовская математика.

 

Литература

  1. Алексеева Е.Е. Реализация креативной развивающей функции обучения математике в вузе // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 5. С. 79–82.
  2. Букин Д.Н. Онтологические основания математической рациональности. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. 211 с.
  3. Воронов М.В., Мещерякова Г.П. Математика для студентов гуманитарных факультетов. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 384 с.
  4. Иванов А.А. Методологические и методические проблемы математического образования // Методологические проблемы преподавания математики. Сборник научных трудов. М.: Центр. совет филос. (методол.) семинаров при Президиуме АН СССР, 1987. С. 105–134.
  5. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. 432 с.
  6. Кузичева З.А., Кузичев А.С. Вычислимость как стиль математических теорий // Стили в математике: социокультурная философия математики. СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. С. 377–390.
  7. Матюшкин-Герке А.А. О содержании и методике преподавания теории вероятностей и математической статистики (для технических специальностей) // Методологические проблемы преподавания математики. Сборник научных трудов. М.: Центр. совет филос. (методол.) семинаров при Президиуме АН СССР, 1987. С. 56–57.
  8. Мейдер В.А. Учителю о философских проблемах математики. М.: Прометей, 1989. 213 с.
  9. Овчинникова В.С. Новые цели изучения математики в начальной школе и методическая подготовка учителя к их реализации // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2008. № 2 (23). С. 47–59.
  10. Перминов В.Я. Априорность и реальность исходных представлений математики // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2010. № 4. С. 24–44.
  11. Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики. М.: Наука, 1990. 256 с.
  12. Шикин Е.В., Шикина Г.Е. Гуманитариям о математике. Математика: Пути знакомства. Основные понятия. Методы. Модели. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 272 с.
  13. Buzzard K. The future of mathematics? Pittsburgh, 2020. URL: https://www.andrew.cmu.edu/user/avigad/meetings/fomm2020/slides/fomm_buzzard.pdf (дата обращения: 01.03.2021).
  14. Livio M. Is God a Mathematician? New York: Simon & Schuster, 2010. 308 p.