Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Фактор социокультурных ресурсов г. Москвы в методической системе подготовки студентов языкового вуза к межкультурной иноязычной коммуникации

В.А. Гончарова, В.В. Алпатов
80,00 Р

УДК 811:316.7(1-25)

https://doi.org/10.20339/AM.05-21.050             

 

В.А. Гончарова,

канд. пед. наук, доц.

e-mail: v-goncharova@yandex.ru

В.В. Алпатов,

канд. филол. наук, доц.

e-mail: alpatov.v@list.ru

Кафедра методики обучения

английскому языку и деловой коммуникации

Института иностранных языков

Московского городского педагогического университета

 

Авторами статьи представлено развитие своей ранее высказанной в публикациях идеи о необходимости добиваться интеграции социокультурных ресурсов московского мегаполиса в систему подготовки студентов к межкультурной иноязычной коммуникации. Предлагается системная типология социокультурных ресурсов Москвы для возможного проектирования образовательной среды при межкультурно-ориентированном обучении иностранным языкам согласно трем уровням понимания Москвы: как урбанистического пространства, средоточия региональной и национальной культуры, глобальной столицы. На основании типологии обобщаются базовые компоненты методической системы межкультурного иноязычного образования студентов языкового вуза с учетом использования таких ресурсов. Формулируется цель обучения иностранным языкам в таком межкультурном контексте, как триединства: осознать сущность межкультурной коммуникации как построения уникальных, но общеприемлемых экзистенциальных траекторий, выстроить собственную траекторию (в результате изучения города как урбанистического пространства), соразмерить ее с иными культурами (изучение Москвы в ипостаси ее региональной и национальной специфики) и реализовать в естественной ситуации общения (взаимодействие с Москвой в ипостаси ее межкультурного проявления как мировой столицы). Конкретизируются компоненты содержания обучения на его когнитивном (знания и понимание), операционально-деятельностном (умения) и аксиологическом (отношения, готовности и ценности) уровнях, уточняются специфические принципы обучения. В итоге обобщаются дефициты и актуальные задачи изучения такой интеграции.

Ключевые слова: социокультурные ресурсы Москвы, языковой вуз, межкультурное иноязычное образование, методическая система.

 

Литература

  1. Столярова И.Н., Васильева Е.В. Межкультурная проблематика в современных отечественных исследованиях по методике обучения иностранным языкам // Мир Науки. 2018. Т. 6. № 4. С. 29. URL: https://mir-nauki.com/PDF/50PDMN.418.pdf
  2. Yazykova N., Goncharova V., Budnikova A. Transcultural approach to teaching English as an International Language: goal setting. European Proceedings of Social and Behavioural Studies. Vol. 95. DCCD 2020. European Publisher, 2020. С. 1195–1202.
  3. Языкова Н.В. Актуальные проблемы реализации межкультурного подхода в иноязычном образовании и пути их решения. Язык-культура, мышление-познание, интегративные исследования: Материалы межд. науч.-прак. конф. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2018. С. 275–282.