Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Риски цифровизации образовательного пространства школы в условиях современной социокультурной трансформации

А.Н. Тарасов, Д.В. Катаев
80,00 Р

УДК (37+304)::004

https://doi.org/10.20339/AM.06-20.007           

 

А.Н. Тарасов,

канд. филос. наук, доц.

e-mail: alexei1997@yandex.ru

Д.В. Катаев,

д-р социол. наук, доц.

e-mail: dmitrikataev@rambler.ru

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

 

Представлен социологический анализ рисков, которые несет цифровизация обучения в современной российской школе. Авторы отмечают, что сложность этого процесса обусловлена переходным характером развития всех сфер жизни современного общества. Этот переходный характер определяется понятием «социокультурная трансформация». Это явление вызвано к жизни не только внутренними причинами (смена социально-экономического уклада), но и внешними — переходным характером социокультурного развития стран евроатлантической цивилизации, которые оказывают непосредственное влияние на развитие, в том числе России. На основе таких социологических методов, как опрос экспертов, анализ вторичных данных выявленные риски предлагается разделить на 3 группы. К первой группе, определяемой как институциональные риски, авторы относят те, которые связаны с изменением роли школы как социального института. Показано, что в условиях цифровизации роль школы может свестись исключительно к ее пониманию как агента социализации, в то время как процесс обучения может взять на себя «машина». Вторая группа — технологические риски. Они проявляются уже сегодня и связаны с теми проблемами, которые возникают в процессе внедрения цифровых технологий в образовательное пространство школы. Третья группа — личностные риски. К этой группе относятся те, которые связаны с особенностями развития цифрового поколения или «поколения Z» под влиянием процессов цифровизации.

Ключевые слова: цифровизация, риск, социология риска, социокультурная трансформация, школа, образовательное пространство, цифровое обучение.

 

Литература

  1. Вербицкий А.А. Воспитание в современной образовательной парадигме // Педагогика. 2016. № 3. С. 3–16.
  2. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы. URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019
  3. Психологические особенности поколения Z. URL: http://mansa-uroki.blogspot.com/2016/04/z_12.html
  4. Ромах О.В. Деятельность как способ развития культуры // Аналитика культурологии. 2007. № 8. С. 119–127.
  5. Ромах О.В. Множественность трактований понятия культура // Аналитика культурологии. 2013. № 26. С. 40–44.
  6. Belyaev D.A., Belyaeva U.P. Discourses and Semantic Tropes of the Philosophical Explication of Video Games // Problemos. 2019. T. 96. P. 172–183.