Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

«Макдональдизация» высшей школы в современных российских условиях: социологический дискурс

А.Л. Кузеванова, А.И. Вагабова
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/AM.11-18.018

 

А.Л. Кузеванова,

д-р социол. наук, доц., заведующая кафедрой

философии и социологии

e-mail: angelina2000@list.ru

А.И. Вагабова,

магистрант

e-mail: alena-vagabova@mail.ru

Волгоградский институт управления – филиал РАНХиГС при Президенте РФ

 

Представлен анализ результатов комплексного социологического исследования, цель которого — выявление основных характеристик процесса «макдональдизации» современной российской высшей школы. Дана характеристика понятия «макдональдизация» высшей школы. Авторы приходят к выводу о том, что, будучи «макдональдизированной», высшая школа в современных российских условиях оказывается под воздействием основных формальных принципов, связанных с требованиями стандартизации учебного процесса и системы оценки учебных достижений студентов, акцентированием внимания на количественных показателях, формированием условий для создания эффекта предсказуемости. В статье использован метод компаративного анализа, с помощью которого сравниваются социологические данные, полученные в результате анкетного опроса и глубинных интервью студентов и преподавателей вузов.

Ключевые слова: высшая школа, высшее образование, «макдональдизация», формальная рациональность, эффективность, предсказуемость, дегуманизация образования, стандартизация.

 

Литература

  1. Ритцер Дж. Макдональдизация общества. М., 2011.
  2. Смакотина Н.Л. Трансформация образования в условиях глобализации: возможности и риски // Ценности и смыслы. 2017. С. 21–28.
  3. Осколова Т.Л. Глобализация и высшее образование: путь к мировому гражданству или утрата национальной идентичности? // Образование и наука. 2014. № 1 (110). С. 28–43.
  4. Тхагапсоев Х.Г. К стратегиям развития образования в современной России // Гуманитарий Юга России. 2013. № 1. С. 103–119.
  5. Саганенко Г.И. Изучение образовательной сферы на макроуровне (результаты одного контент-анализа) // Высшее образование в России. 2012. № 8–9. С. 81–90.
  6. Калинина Н.Н., Сапунов М.Б., Тебиев Б.К. Трансформации идеи университета: вызовы времени и ответы академического сообщества // Экономика образования. 2012. № 4. С. 13–29.
  7. Филиппов Р.И. Макдональдизированное образование: подходит ли оно для России? // Высшее образование в России. 2010. № 3. С. 123–128.
  8. Рыбакова М.В., Пивоварова М.Б. Мотивация студентов к научной деятельности в условиях становления новой парадигмы в образовании // Успехи в химии и химической технологии. 2017. № 2 (183). С. 43–45.
  9. Морозова Г.В. Оценка студенчеством реформ, проводимых в системе образования в России // Известия Саратовского университета. 2013. № 1. С. 81–85.
  10. Barber M., Donelly K., Rizvi S. An avalanche is coming. London, 2013.
  11. Banks J.A. Educating citizens in multicultural society. New York, 2010.
  12. Loader R., Hughes J. Balancing cultural diversity and social cohesion in education: the potential of shared education in divided contexts. British journal of educational studies. 2017. No. 1. Pp. 3–25.
  13. Herman E., Stefanescu D. Can higher education stimulate entrepreneurial intentions among engineering and business students? Educational studies. 2017. No. 3. Pp. 312–327.