Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Онтологическая концепция музыки (опыт моделирования категориального дискурса христианской антропологии музыки)

Л.А. Роменская, А.А. Нижник, Е.В. Остер
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/AM.07-18.067

 

Л.А. Роменская,

канд. искусствоведения, проф., заведующая

кафедрой теории музыки

А.А. Нижник,

канд. искусствоведения, доц., заведующий

кафедрой народных инструментов

Е.В. Остер,

преподаватель кафедры теории музыки

Белгородский государственный институт искусств и культуры

e-mail: romen_76@list.ru

 

Предложено изложение онтологии музыки – одного из разделов когнитивного музыкознания. Ценность онтологического подхода заключается в моделировании пространственно-временных и смыслообразующих параметров бытия музыки. С позиций историко-культурологического подхода, осуществляется категориальный синтез, благодаря которому онтологическая концепция раскрывает духовные смыслы музыкального произведения как творческого процесса и музыки как бытия общения. Онтология музыки есть способ самоосуществления личностью (субъектом творчества) целостности Бытия через общение в триедином пространстве-времени возможных коммуникативных интенций «композитор →исполнитель ®слушатель». Результаты онтологического анализа музыкального произведения открывают перспективу для экстраполяции ее методов в широкий контекст музыкальной культуры, как храмовой, так и светской.

Ключевые слова: oнтология музыки, философско-богословский дискурс, музыковедческий дискурс, пространство, время, смысл.

 

Литература

  1. Бретаницкая А. Послесловие или попытка понять толкование Петром Сувчинским проблемы пространства и времени в контексте художественной и философской мысли ХХ века // Музыкальная академия. 2001. № 2. С. 102-114.
  2. Зенкин К.В. Музыка в богословско-философской системе Лосева // Музика і Біблія. К., 1999. С. 39-44.
  3. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.
  4. Малышев И.К определению понятия «музыкальное произведение» // Эстетические очерки. М., 1973. С. 142-163.
  5. Медушевский В. Внемлите ангельскому пенью. Минск,1999.
  6. Медушевский В.В. Духовный анализ музыки. М., 2014.
  7. Медушевский В.В. О церковной и светской музыке // Музыкальное искусство и религия. М., 1994. С. 20-46.
  8. Медушевский В.В. Таинственные энергии музыки // Музыкальная академия. 1992. № 3. С. 54-58.
  9. Орлов Г. Время и пространство музыки // Проблемы музыкальной науки. М., 1972. С. 358-394.
  10. Сниткова И. Картина мира, запечатленная в музыкальной структуре (о концептуально-структурных парадигмах современной музыки) // Музыка в контексте духовной культуры. М., 1992. С. 8-31.
  11. Флоренский П.А. Христианство и культура. М., 2001.
  12. Флоренский П.А. Сочинения. М., 1990.