Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Некоторые вопросы восстановления воспитательной функции в российской высшей школе (маркетинговый подход к геополитической социализации студентов). Часть 1

В.И. Черенков, Н.И. Черенкова
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/AM.04-18.079

В.И. Черенков,

д-р экон. наук, проф.,

Санкт-Петербургский государственный университет,

Институт «Высшая школа менеджмента»

e-mail: cherenkov@gsom.pu.ru 

Н.И. Черенкова,

к-т филол. наук, доц.,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

e-mail: cherenkovanat51@gmail.com

 

Поставлен важнейший для любой страны вопрос — воспитание студентов, понимаемых как будущие ключевые фигуры среды обитания этой страны. Отмечено доминирующее влияние Интернет-дискурса на воспитание современных студентов. Хорошо известная в международном маркетинге котлеровская концепция мегамаркетинга трансплантирована в предметную область политического маркетинга и там представлена как концепция «мегамаркетинго ТНК». Описаны возможности и инструменты мегамаркетинговой модификации национального культурного кода, политической  оценки событий и/или поведения. Подчеркнута особая роль геополитической социализации студентов в условиях тотальной глобализации. Приведены основные поколенческие характеристики современных студентов и результаты оценки их остаточных знаний в области российской культуры. Концепция евразийства оценена как возможный вектор геополитической социализации студентов в современной России. Отмечена актуальность и ценность прежнего педагогического опыта российской высшей школы. Систематизированы каналы трансфера воспитательного контента в вузе и рассмотрены некоторые проблемы восстановления их эффективного функционирования в условиях общества потребления. Определена особая роль Интернет-дискурса для воспитания студентов и модификации национального культурного кода в целом.

Ключевые слова: воспитание студентов, геополитическая социализация, Интернет-дискурс, концепция евразийства, мегамаркетинг ТНК, национальный культурный код, поколение Z, социо-культурная энтропия

Литература

  1. Report: Hundreds arrested at anti-corruption protests in Russia (2017).  — URL: http://edition.cnn.com/2017/03/26/world/russia-corruption-protests/index...
  2. June 12: The Kremlin and the Russian Opposition, IMR. URL: http://imrussia.org/en/the-rundown/media-must-reads/2816-june-12-the-kremlin-and-the-russian-opposition
  3. Byford, J. (2014) Beyond belief: The social psychology of conspiracy theories and the study of ideology. URL: http://oro.open.ac.uk/39494/1/Byford_conspiracy%20theories.pdf
  4. López-Linares, M. (2016) Pax Americana: How and Why US Elites Turned Global Primacy into a Silent Empire. Published by Universe.
  5. Jervis, R. (2006) The Remaking of a Unipolar World The Washington Quarterly – 29:3 pp. 7–19.
  6. Мустафаева А.А., Актаулова Б.Ж. Термин «социальный портрет»: понятие, значимость и его особенность в проведении исследования. URL: http://litceysel.ru/
  7. Rapaille, C. (2006) The Culture Code: An Ingenious Way to Understand Why People Around the World Live and Buy as They Do, New York: Broadway Books
  8. Rapaille, C. (2015) The Global Code: How a New Culture of Universal Values is Reshaping Business and Marketing, St. Martin’s Press, New York
  9. Hyatt, J., Simons, H. (1999) Cultural Codes – Who Holds the Key? The Concept and Conduct of Evaluation in Central and Eastern Europe SAGE Publications. URL: http://www.stes-apes.med.ulg.ac.be/Documents_electroniques/EVA/EVA-GEN/E...
  10. Четвериков Н. (2013) Социологический портрет молодого поколения. URL: http://ruskline.ru/special_opinion/sociologicheskij_portret_molodogo_pok...
  11. Соколова А.Д., Головина М.А., Семирханова Е.К. (2012) «Бандерлоги» на проспекте Сахарова: социологический портрет: Антропологический форум 16-online. URL: https://socionet.ru/publication.xml?h=spz:cyberleninka:23568:16498251
  12. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. — М., 2003. — C. 23.
  13. Черенков В.И. Международный маркетинг. — СПб., 2003.
  14. Kotler, P., Levy, S.J. (1969), Broadening the concept of marketing, Journal of Marketing, 33(1), pp.10-15
  15. Kotler, P. (1986), “Mega-marketing,” Harvard Business Review, 64(2), рр. 117–124
  16. Scutti, S. (2017) Nutella defends its use of palm oil, deemed a 'potential health concern' CNN, January 13. URL: http://edition.cnn.com/2017/01/12/health/palm-oil-controversy-food/index...
  17. Черенков В.И. Глобальная маркетинговая среда: опыт концептуальной интеграции. — М., 2016.
  18. Нежданов И.Ю. Технологии информационных войн в интернете. — URL: http://bash.rosmu.ru/activity/attach/events/1283/01.pdf
  19. Фергюсон Н. (2003) Британская империя: уроки для глобальной власти. URL: http://www.archipelag.ru/geopolitics/nasledie/rise-and-demise/22/
  20. Чем интересуются и чем занимаются студенты в Интернете [What are students interested and engaged in on the Internet?] URL: http://www.1sn.ru/90089.html
  21. Goulubkov, М (2013] Literature and the Russian cultural code at the beginning of the 21st century, Journal of Eurasian Studies, 4
  22. Menon, S.V. Political Marketing: A Conceptual framework. URL: http://mpra.ub.uni-muenchen.de/12547/
  23.  Глобальные элиты в схватке с Россией. — М., 2017.
  24. Nye, J.S.Jr. (2004) Soft Power: The Means to Success in World Politics. URL: http://www.belfercenter.org/sites/default/files/legacy/files/joe_nye_wie...
  25. Clarke, G. (2005) International Marketing Environment Analysis. — The Marketing Review 5.
  26. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — Волгоград, 2002.
  27. Абдуразаков Р.А. О концепте «геополитическая социализация» и необходимости его постановки в текущих политических условиях, Современные тенденции развития науки и технологий [Abdurazakov, R.A. On concept of “geopolitic socialization” and necessity of it’s stating in current political conditions. Current tendencies of development of science and technologies]. URL: http://issledo.ru/wp-content/uploads/2015/08/Sb_k-4-4.pdf
  28. Гранин Ю.Д. Вызовы национальной идентичности в эпоху глобальных трансформаций // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2013. — № 1 (29).
  29. Олейников А. Социокультурные факторы геополитики России. URL: https://www.geopolitica.ru/article/sociokulturnye-faktory-geopolitiki-ro...
  30. Попов П.Л. (2014) Основные идеи классического евразийства в научном и геополитическом контексте нашего времени. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14522
  31. Маркетинговая архитектура и эффективность евразийской экономики. — СПб., 2017.
  32. Mostafa, G. (2013) The concept of “Eurasia”: Kazakhstan's Eurasian policy and its implications. Journal of Eurasian Studies. 2013. Vol. 4. Iss. 2
  33. Путин счел воспитание важнее образования для развития личности. URL: https://lenta.ru/news/2017/06/21/vospitanie/
  34. Пресс-конференция Министра образования России Ольги Васильевой: итоги работы команды за прошедший год и о векторах развития российской образовательной системы. URL: http://zabprofobr.ru/news/681
  35. Воспитательная среда университета: традиции и инновации. — Екатеринбург, 2015.
  36. Гусаковский М.А. Современный дискурс воспитания в университете: смена правил игры // Образовательные технологии. — 2017. — № 2.
  37. Russian Eurasianism. Ideology of Empire. (2008), Woodrow Wilson Center Press. URL: https://ru.scribd.com/document/273261518/Russian-Eurasianism-an-Ideology...
  38. Johnson, M.R. Russian Nationalism and Eurasianism: The Ideology of Russian Regional Power and the Rejection of Western. URL: https://www.rusjournal.org/wp-content/uploads/2016/02/Eurasianism.pdf
  39. 30 фактов о современной молодежи [30 facts about contemporary youth]. URL: https://adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158487.html
  40. Тихонова С.В. Социальные сети: проблемы социализации Интернета // Полис. Политические исследования. — 2016. — № 3.
  41. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб., 1995.
  42. Щеглов Ю.К. Комментарии к роману «Двенадцать стульев». — M., 1995.
  43. Батюто А.И. На путях воспроизведения истины. — СПб., 2009.
  44. Margolis, E. (2004). McDonaldization of education: a book review The journal of higher education 75.3, 368-370.
  45. Ritzer,G. (1996).The McDonaldization of society. Thousand Oaks, CA: Pine Forge Press.

 

В основу статьи положен доклад Н.И. Черенковой «Проблемы и задачи воспитания студентов СПбГЭУ в условиях общества потребления», сделанный на Совещании руководства Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 19 апреля 2017 г.