Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Риторическая компетентность как базовая цель образования в эпоху информационной диктатуры

Л.К. Салиева
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/AM.08-17.093

 

 Л.К. Салиева,

канд. филол. наук, доц.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

e-mail: liudmila.salieva@gmail.com

 

Представлено теоретическое рассуждение, цель которого — обосновать риторическое знание/ компетентность как центральное знание/ компетентность общества, основанного на знании. На основе соположения вызовов информационной эпохи и достижений в области риторики раскрывается значение современной риторики для нынешнего этапа развития общества. Дано определение основных противоречий информационной эпохи. Выявлена необходимость подготовки компетентных специалистов, обладающих критическим и инновационным мышлением. Сделан вывод о том, что современная риторика является центральным компонентом «общества знания», поскольку дает картину современной информационной среды, раскрывает законы речевых коммуникаций, диалога и монолога, вооружает индивида способностью воспринимать и создавать речь.

Ключевые слова: информационное общество, общество знания, риторика, этика, риторическая компетентность, критическое мышление, навыки уместной речи, Лосев, Бахтин, Рождественский.

 

Литература

  1. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. — М., 1963.
  2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
  3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.,1979.
  4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
  5. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. — М., 1986.
  6. Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. — Киев, 1994.
  7. Бахтин М.М. Из жизни идей. — М., 1995.
  8. Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. — М., 2000.
  9. Виноградов В.В. О художественной прозе / Избранные труды. — М., 1980. — С. 56–239.
  10. Гоготишвили Л.А. Философия языка М.М. Бахтина и проблема ценностного релятивизма / М.М. Бахтин как философ. — М., 1992. — С. 142–174.
  11. Концепция «общества знания» в современной социальной теории. — М., 2010.
  12. Костина А.В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций. — URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina_Information_Society/#_ftn24
  13. Лосев А.Ф. Философия имени / Бытие. Имя. Космос. — М., 1993. — С. 613–801.
  14. Матьяш О.И. Коммуникативное образование. — URL: http://polit.ru/article/2011/08/10/communication/
  15. Матьяш О.И., Биби С.А. Коммуникативное образование в России: история и современность. — URL: http://russcomm.ru/rca_biblio/m/matyash08.shtml
  16. Пешков И.В. М. М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. — URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/bachtin.htm
  17. Рождественский Ю.В. Теория риторики. — М., 2015.
  18. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. — URL: http://evartist.narod.ru/text7/29.htm
  19. Рождественский Ю.В. Философия языка и учебный предмет. — М., 2017.
Войти
Корзина пуста.

 

Администрация Волгоградской области
Комитет образования и науки Волгоградской области Выставочный центр «Царицынская ярмарка»

18-20 марта 2020 г. состоится XVI крупнейшая выставка в Волгоградской области

Волгоградский образовательный форум - 2020

Место проведения: г. Волгоград, пр. Ленина, 76, Волгоград Арена


 

 

 Интервью президента МГТУ им. Н.Э. Баумана, академика РАН И.Б. Федорова главному редактору журнала «Alma mater» (Вестник высшей школы) Л.Г.Тюриной