Alma Mater
ISSN 1026-955X
Vestnik Vysshey Shkoly (Higher School Herald)
The best way to learn all about Higher Education

=

Основные классификации методов, используемых в Японии для предупреждения и борьбы с девиантным поведением молодежи

 

               
Интернационализация современной жизни людей сопровождается интернационализацией преступности и распространением ее типичных закономерностей, тенденций и форм на другие регионы и страны, что обуславливает необходимость не только изучения факторов девиантного поведения молодежи, являющихся общими для всех государств, но и критической оценки опыта противодействия асоциальным явлениям в этих странах. Изучение современного японского опыта эффективного противодействия асоциальным и общественно опасным явлениям в молодежной среде позволит определить новые пути решения проблем, связанных с преодолением и предупреждением молодежной девиации в российской практике.
Ключевые слова: общество, социальное окружение, молодежная девиация, девиантное поведение.
 
Cущность молодежной девиации определяется взаимодействием биологических, социальных и психологических детерминант. Ее природа обусловлена, как правило, комплексом различных факторов: социальное и расовое неравенство, урбанизация, миграция, последствия развития информационного общества, территориальные, национальные, климатические условия, возрастание интенсивности жизни и деятельности людей, ломка традиционных жизненных ориентиров, ослабление традиционных навыков социализации, трансформация системы ценностей и др.
Большинство исследований по проблемам борьбы с молодежной девиацией и мерам ее предупреждения в Японии относятся к 1980?м и 1990?м гг. Вместе с тем ситуация, сложившаяся в 2000?е гг., практически не изучена.
Тщательного изучения требует эффективность системы современных превентивных мер в области девиантного поведения в молодежной среде, проводимых в Японии государством и общественностью.
Политика Японии в сфере преодоления девиантного поведения молодежи имеет свою специфику. Многолетний опыт борьбы правительства страны с поведенческими отклонениями в подрастающем и молодом поколениях, основанный на сочетании традиционных превентивных мер с инновационными, позволяет говорить о его универсальности.
Особый интерес представляют теоретические концепции и подходы к определению сущности государственной политики, связанной с преодолением и предупреждением девиантного поведения в молодежной среде, а также причины и факторы, обусловливающие отклоняющееся поведение подрастающего поколения.
 
Основные причины преступности среди молодежи                     
 
Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире — одна из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен для всех развитых стран мира. К основным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи ученые относят безработицу среди молодежи, неуверенность молодых людей в будущем, неудовлетворенность методами управления обществом.
Специалистами в области работы с несовершеннолетними преступниками высказываются и другие мнения о причинах роста преступности среди несовершеннолетних. Так, руководитель федерального бюро по правосудию для несовершеннолетних и профилактике правонарушений США А. Регнери основными причинами подростковой преступности считает «распад семей, жестокое обращение с детьми, нарушение неотъемлемых прав детей на получение воспитания и образования, проживание в нормальных условиях и, как результат, уход детей из дома»[1].
Своеобразно оценивают причины нынешней волны преступности несовершеннолетних в своей стране и японские специалисты. Они считают, что этот рост преступности обусловлен ростом благосостояния и его последствиями: стрессами, связанными с учебой, недостатками воспитания в семье, разрушением традиционных семейных ценностей, проявлениями индивидуализма.
Необходимо отметить, что проведенные в Японии исследования также показывают, что среди несовершеннолетних правонарушителей чаще оказываются те, кто вырос без родителей, а также выходцы из малообеспеченных семей.
«Серьезной проблемой для японских школ признается отсутствие в них специалистов по психотерапии. С этим связывается рост актов насилия над родителями, учителями и одноклассниками»[2].
И все же в Японии отмечается низкий уровень развития преступности, в частности, среди молодежи.
 
Японская система дошкольного образования           
 
Японские исследователи К. Миядзава, Х. Хаями и Ч. Тояма-Биалке объясняют это явление особым отношением к детям в японских семьях и школах.
Образование и социализация подростка характеризуются наличием тесной эмоциональной связи между участниками этого процесса. Благодаря этому нормы поведения и моральные ценности, принятые во взрослом обществе, легче передаются подрастающему поколению.
Целенаправленная деятельность властей страны сосредоточена на высоком уровне стандартизации образования. В этом отношении Япония похожа на Францию и Швецию, где система дошкольного образования также регулируется центральной бюрократией, и отличается от США и Великобритании, где эти организации управляются, как правило, местными муниципалитетами.
«Приучение детей к дисциплине, строгий контроль их обучения, полная и всесторонняя стандартизация учебных программ на общенациональном уровне — вот те средства, которые применяет государство для повышения эффективности использования своих людских и материальных ресурсов» [1].
В настоящее время в Японии существуют два вида дошкольных организаций: детские сады (иочиэн) и так называемые дневные центры (хойкуэн). Первые принимают детей, уже достигших 4—5 лет, которые проводят в этом учреждении лишь несколько часов в день. Дневные же центры функционируют обычно с 7 утра до 6—7 часов вечера, и возраст детей в них намного шире: от 6 месяцев до 6 лет. Как правило, дневные центры посещаются детьми работающих родителей. И если детские сады относятся к юрисдикции Министерства образования, то дневные центры управляются Министерством здравоохранения и благосостояния населения.
Число дневных центров в Японии за последние 20 лет постоянно росло. Ныне их уже более 22 тыс. с общим числом детей 2 млн[3].
Треть всех поступающих в начальную школу детей — выпускники дневных центров. Эти учреждения играют все более важную роль в «определении лица» будущего поколения японцев, подготавливая их не только к школе, но и жизни в целом, а также, в первую очередь, к будущей трудовой деятельности.
Расширение системы дошкольного образования в Японии во многом связано с изменениями в структуре рабочей силы, в частности, повышением удельного веса японок, работающих вне дома и полный рабочий день. В середине 1990?х гг. они составляли уже 40% всей рабочей силы [1].
Рост занятости женщин, идущий параллельно с интенсивной нуклеаризацией семей, актуализировал необходимость создания сети детских дошкольных учреждений (особенно ввиду отсутствия в Японии института детских нянь, существующего, например, и США). И хотя в стране по-прежнему широко распространено убеждение, что до 3—4?х лет ребенку лучше оставаться дома с матерью, тем не менее очевиден отход от стереотипов.
Примером конкретного применения программ и методов дошкольного образования в Японии может послужить дневной центр Кацура, расположенный в юго-западном районе Киото. Центр посещают 110 детей в возрасте от 3?х месяцев до 6?ти лет (возраст подавляющего большинства — 3—5 лет). Штат центра — 23 человека, получившие специальное образование (все женщины). Большая часть педагогов в возрасте 20—25 лет, что обусловливает значительную текучесть кадров: в среднем ежегодно около 6?ти женщин покидают центр в связи с замужеством или рождением ребенка. На одного педагога приходится в среднем от 3 детей годовалого возраста до 25 шестилеток. Как правило, в каждой группе присутствуют дети с теми или иными физическими недостатками, которые максимально возможно интегрируются во все виды деятельности центра.
Все происходящее с воспитанниками регулируется специальными предписаниями Министерства здравоохранения и благосостояния. Так, утро в центре начинается с обязательной групповой переклички, где каждый ребенок должен «громко и отчетливо» назвать свое имя. Затем все присутствующие хором приветствуют педагогов и детей из других групп, гостей и др. Такая утренняя «процедура», занимая 30—40 минут, с ранних лет приучает юных японцев к коллективизму и порядку.
 
Все начинается с детства     
 
Главная цель дошкольного воспитания в Японии — выработка самостоятельности, стремления добиваться полноценного выполнения ребенком поставленных перед ним целей и задач, ощущения различий между формальным и неформальным поведением одновременно с закреплением привычек и обычаев, подходящих для жизни в группе (включая в первую очередь удовольствие от общения с другими членами группы).
Все формы социализации, параметры знаний и умений детей, режим дня и прочее четко регламентированы документами министерства, поступающими в дневные центры в огромных количествах. Каждый воспитатель получает подробный и детальный еженедельный, ежедневный и ежегодный план, которому он должен неукоснительно следовать. Кроме того, существуют так называемые рабочие планы, в которых выделены на год вперед все важные организационные мероприятия, проводимые в дневном центре: общие праздники и дни рождения, спортивные и родительские дни и др.
При этом регламентирована не только сама необходимость этих мероприятий, но и манера и способы их проведения, а также списки обязательных приглашенных. Все это «не только позволяет преподавателям лучше координировать свою деятельность во времени и пространстве, но и представляет собой такой набор взаимосвязанных организационных процессов, благодаря которым создастся особый японский порядок» [1].
Цель дошкольного образования — «трансформировать сырьевой материал, которым являются маленькие дети, в социально приемлемый продукт» [1]. С самого раннего детства этот процесс протекает гораздо более бюрократизированным и институированным образом, чем в большинстве других государств. Стандартизация дошкольного образования позволяет превратить процесс социализации детей в процесс проникновения государства в жизнь любого индивида во имя достижения единства, стабильности и экономического прогресса.
Характерной чертой системы дошкольного воспитания в Японии также является тесное общение преподавателей, проходящее в неформальной обстановке не менее двух раз в месяц.
Как правило, встречи, которые устраиваются в субботу, во второй половине дня, когда детское учреждение официально уже закрыто, начинаются совместным исполнением гимна. На этих собраниях, которые часто посещают представители местной администрации и родители, преподаватели обсуждают задачи центра на ближайшее время, делятся опытом друг с другом (в течение года должен выступить каждый, даже самый юный сотрудник). Подобные встречи не только помогают решить все возникающие в центре проблемы и «создают определенный организационный порядок, еще более усиливающий стандартизацию и унификацию дошкольного образования, но и представляют собой метод идентификации проблем и решения их внутри организационной системы» [1. С. 54].
Преподаватели в детских садах, как и персонал многих фирм и компаний Японии, представляют собой чрезвычайно гомогенную группу. Это касается не только их социального, материального и семейного положения, но и общих взглядов на жизнь. Такое положение, хотя и минимизирует вероятность конфликтов внутри учреждения, одновременно нередко препятствует внедрению новейших методов воспитания в детских учреждениях этой страны.
Таким образом, система дошкольного воспитания в Японии, будучи не менее развитой, чем в других индустриальных странах Запада, имеет свою специфику. Эта специфика обусловлена:
совпадением основных составляющих этой системы с существующими в других секторах японского общества, в т.ч. крупных фирмах и компаниях;
существованием неотъемлемой взаимосвязи между индивидуальной социализацией и организационным поведением, поскольку дети учатся в первую очередь взаимоотношениям в группе;
четкой организацией всей системы работы, практически исключающей любые потери времени.
Такое взаимодействие институтов социализации и ее объектов во многом обусловливает большую восприимчивость подрастающего поколения Японии к ценностям и нормам взрослых. Любое же проявление девиации в большинстве случаев вызывает у подростков отторжение.
 
Роль общества в воспитании молодежи          
 
В работах Х. Токуока, Ш. Йонекава и Р. Йодера решающую роль в формировании девиантного поведения молодежи играет общество и социальное окружение. Х. Токуока поддерживает гипотезу С. Коэна о том, что общество «навешивает ярлык» девианта на подростков, поведение которых не укладывается в жесткие рамки социальных норм, и тем самым провоцирует проявление более жестоких форм девиации. С этой точкой зрения согласен и американский исследователь Р. Йодер, проводивший исследования в средних школах пригородов Токио на протяжении 15 лет. Р. Йодер считает, что строгий контроль со стороны общества и социальные табу одинаково негативно влияют как на подростков из среднего класса, так и из низших социальных слоев. Японский ученый Ш. Йонекава также соглашается с мнением, что социальное неравенство оказывает влияние на динамику девиантного поведения. Обращаясь к статистическим данным, он утверждает, что из всех нарушителей закона о несовершеннолетних Японии большинство составляют представители низших слоев общества, которые неспособны к обучению и не ставят себе цель получения высшего образования.
Японские исследователи А. Кадоваки и М. Таки утверждают, что основной причиной девиации подростков является нехватка навыков социализации. В исследованиях по изучению изменения нравственных ценностей подростков, проведенных А. Кадоваки в 1976—2000 гг., наглядно показано, что молодому поколению, скорее, свойственны апатия в отношении социальных норм, нежели агрессия и открытое противостояние этим нормам. Подобная тенденция наблюдается и в части межличностных отношений подростков.
Проблема ослабления социальных навыков среди подростков является главной в работах М. Таки, который на примерах конкретных случаев в школе показывает, что современные японские школьники стали меньше заботиться об окружающих. Данные его исследования наглядно демонстрируют, что одной из причин, вызывающих стресс школьников, являются их непростые отношения со сверстниками. М. Таки выявляет сильную взаимосвязь между самим стрессом, источником стресса и девиантным поведением. Он предлагает так называемую «Программу по поддержке сверстников», целью которой должно стать разрешение проблем социализации школьников для снижения уровня девиации. В частности, наладить отношения подростков внутри возрастных групп с помощью так называемого «тренинга для улучшения навыков социализации» — воссоздать традиционные для японского общества виды совместной деятельности детей и подростков, помогающих им идентифицировать себя с определенной социальной группой.
 
Факторы девиантного поведения молодежи            
 
В настоящее время проблема преступлений, совершаемых представителями молодежи, неразрывно связанная с девиантностью, проникла на Запад, тем самым инициировав довольно противоречивые споры в этой области.
С одной стороны, с учетом общего низкого уровня преступности в стране острая проблема молодежной преступности в Японии не существует. С другой стороны, пожиная плоды экономического прогресса, в нынешнем молодом поколении японцев наметились: дезориентация в социальных проблемах, отход от традиционных канонов воспитания, утрата связи поколений. Это, несомненно, негативно влияет на психологическое состояние молодых японцев и, как следствие, ухудшает криминогенную обстановку в стране.
В прошлом экономика Японии строилась на семейном принципе: при системе пожизненного найма человек ассоциировал всю свою жизнь с фирмой, предприятием. Сейчас складывается иная система, которая предоставляет человеку преимущества не потому, что он является служащим фирмы, а исходя из его личных способностей. От неспособных стараются избавляться, и для Японии это совершенно новый подход. Хотя старшее поколение выступает против развития индивидуализма, его стимулирует само развитие экономики, что опровергает опасение возврата по мере взросления молодежи к коллективным системам ценностей.
Индивидуализм японской молодежи — не подражание Западу (например, индивидуализму молодых американцев, которые выросли в христианской культуре), а в первую очередь протест против насилия коллективного, группового сознания прежней эпохи. Так, например, стремление зарабатывать деньги разными способами, оптимальными для себя, не встраиваясь в какую-то структуру, — доминирующая цель современной японской молодежи.
«Особую озабоченность японской полиции вызывает рост молодежной преступности, стремящейся к созданию своих независимых формирований»[4]. Эта тенденция поддерживается некоторыми направлениями в развитии современной технологии, в частности, информационно-компьютерными. Японская молодежь становится все более разобщенной, но при помощи Интернета она на мировом уровне получает новые, очень широкие связи. Если раньше японцы самоутверждались только в рамках японского общества, теперь при помощи компьютерных технологий они получили возможность находить единомышленников в разных концах Земли, что открывает много направлений для выявления индивидуальных способностей. Причины роста индивидуализма коренятся не столько в субъективных настроениях молодежи, сколько являются следствием объективного развития экономики.
Таким образом, в качестве доминирующего фактора девиантного поведения молодежи выделяются не только социальные составляющие, но и влияние экономических и психологических факторов.
 
Борьба и предупреждение девиации среди молодежи    
 
Для преодоления негативных тенденций полиция Японии продолжает искать новые методы профилактики преступлений и совершенствовать систему предупреждения преступлений.
Х. Фудзита, Й. Накано, М. Миней, К. Шварценеггер, А. и М. Метцлеры посвятили многие работы анализу форм профилактики и борьбы с проявлениями девиации в подростковой среде. Их мнения объединяют сразу два подхода к определению методики предупреждения девиации: криминологический и социологический.
В частности, К. Шварценеггер и Х. Фудзита уделяют внимание законодательным инициативам правительства Японии, проводя исследование результативности реформ в области образования и ювенальной юстиции. Усиление роли школьного образования в сдерживании девиантного поведения подростков — одно из важнейших направлений молодежной
Й. Накано и М. Миней также исследуют перспективы эффективной профилактики девиантного поведения школьников и возможности дальнейшего реформирования системы образования Японии. В частности, Й. Накано предлагает более широко использовать некоторые программы, направленные на предотвращение девиации, уже действующие в ряде школ Японии. Цель этих программ — укрепление взаимодействия между школой, семьей и жителями районов, предоставляя школе право быть ведущим субъектом этой взаимосвязи. М. Миней также считает, что развитие структуры, включающей школу, семью и местное сообщество, является важнейшим фактором снижения уровня девиации подростков.
А. и М. Метцлеры, проводя исследование японских исправительных учреждений для несовершеннолетних, отмечают их высокую эффективность. Несмотря на то что многие процедуры по реинтеграции молодых правонарушителей в общество представляются достаточно жесткими, их действенность не подвергается сомнению, т.к. процент рецидивных правонарушений среди подростков, выпущенных на свободу после пребывания в исправительных учреждениях, ничтожно низок.
Мероприятия, проводимые в Японии в рамках государственной политики по борьбе и предупреждению девиации в молодежной среде, показали весьма высокую результативность.
Реформирование школьной образовательной системы и внесение поправок в закон о несовершеннолетних оказали положительное влияние на тенденцию развития девиантного поведения подростков. Несмотря на ряд недостатков, они могут считаться эффективными мерами государственной антидевиантной политики.
Усиленный контроль над деятельностью школы по воспитанию подрастающего поколения обеспечил интеграцию молодежи в современное общество, укрепление нравственности и морали в молодежной среде.
Стимулирование деятельности общественных организаций, создание которых было инициировано центральным советом по образованию, привело к улучшению взаимосвязи между семьей, школой и районной общиной, создав своеобразную социальную систему, которая является залогом усиления роли общества в борьбе с девиацией молодежи.
Общественность в Японии играет основополагающую роль в процессе предупреждения преступности. Законодательные инициативы и специализированные программы правительства не были бы столь действенны, если бы не находили своевременный отклик и поддержку в обществе.
Адресный характер антидевиантной политики правительства Японии, ярко выраженный в последние десятилетия, сконцентрирован на профилактических мерах в средних и старших классах школы, а также мерах, позволяющих объединить усилия правительства, семьи, школы и общественности страны в целях предупреждения девиантного поведения молодежи. Доминантой антидевиантной политики Япония являются такие социальные институты, как школа, семья, группы сверстников.
В политике, проводимой государством в отношении молодого поколения, активно используется система общественных регуляторов, в частности, традиционное для японцев чувство привязанности к определенной социальной группе, идентификации себя с ней как основной инструмент социального контроля, сдерживающего развитие девиации в молодежной среде.
Данные министерства юстиции и национального полицейского агентства Японии, которые представляют собой не только исследовательскую базу, но и являются основой политологических, социологических и криминологических исследований для большинства зарубежных авторов, свидетельствуют, что антидевиантные меры правительства Японии, принятые на государственном уровне после экономического кризиса 1990 г. в связи с ростом молодежной преступности, представляются достаточно эффективными, т.к. положительно повлияли на динамику снижения подростковой преступности в последующие годы[5].
Выявленная динамика развития законодательной базы государственной политики Японии связана с ее большей ориентацией на предупреждение и борьбу с девиацией в молодежной среде, что подтверждается, в частности, неоднократным пересмотром законодательных актов в области образования и ювенальной юстиции. Наиболее значимыми последствиями принятых законодательных инициатив стали интеграция в процесс обучения детей и молодежи из всех социальных слоев, а также то, что местные школьные администрации получили возможность корректировать деятельность образовательных учреждений самостоятельно в зависимости от ситуации в регионе.
Изменения в законе о несовершеннолетних расширили права жертв преступлений и наряду с другими изменениями позволили привести японское ювенальное законодательство в соответствие с международными нормами и стандартами. Несмотря на то что последние изменения закона о несовершеннолетних предусматривают ужесточение наказания за тяжкие преступления и снижение возраста наступления уголовной ответственности, в целом ювенальное законодательство Японии носит реабилитационный характер.
Правительству Японии удается поддерживать один из самых низких среди развитых стран мира уровней подростковой преступности, которая не обладает такой типичной для стран Запада особенностью, как излишняя агрессивность девиантов. Данный факт опровергает мнения, насаждаемые СМИ, о том, что действующий социально-политический курс страны утратил свою эффективность в предупреждении девиации и подростковая преступность за последние годы отличается особой жестокостью по сравнению с предыдущими периодами. Напротив, число наиболее тяжких преступлений подростков (разбойных нападений, насилий и убийств) в указанный период находилось на уровне 1% от общего числа правонарушений несовершеннолетних. В последние же годы оно стабильно снижается.
 
Заключение        
 
На основе анализа японского опыта противодействия девиации в молодежной среде автором разработаны рекомендации, направленные на оптимизацию взаимодействие школы, семьи и общественности, повышение действенности системы образования, усовершенствование уголовно-процессуальной системы РФ. Главная цель этих мероприятий — усиление эффективности государственной политики, направленной на профилактику и борьбу с отклоняющимся поведением молодежи.
Рекомендации, в частности, предусматривают:
реформирование системы среднего образования в целях приведения ее в соответствие с современными требованиями информационного общества к рабочей силе, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс;
создание специальной системы организации внеучебной деятельности несовершеннолетних как составной части средних учебных заведений, предполагающей участие в ней каждого школьника вне зависимости от его социального и материального положения;
реформирование системы подготовки педагогических кадров, их соответствие требованиям современного рынка труда, международным стандартам квалификации школьных педагогов;
усиление контроля качества общего образования школьных педагогов, повышение их психологической подготовленности и компетентности;
разработку специального ювенального законодательства, регулирующего отношения с несовершеннолетними, а также учреждение системы ювенальной юстиции, обладающей не карательным, а реабилитационным характером в отношении несовершеннолетних.
 
Литература
Ben-ari E. Japanese childcare: An interpretive study of culture and organization. — L.; N. Y.: Kegan Paul International, 1997. — X, 175 pp. — (Jap. studies ser.).

[1] http://truport.ru/foo_page2/vospdelikvizd_15.html

[2] Там же.

[3] 60% всех дневных центров официально принадлежат государству, остальные же, хотя и находятся в частном владении, должны быть официально зарегистрированы в Министерстве здравоохранения и благосостояния, которое не только руководит процессом обучения, но и нередко субсидирует их деятельность [1].

[5] Так, общее число преступлений подростков в стране увеличилось на четверть с момента начала экономического кризиса в 1990 г., однако в последующие 10 лет показатели молодежной девиации неуклонно снижались. Спецификой форм девиации подростков в Японии является преобладание административных и уголовных правонарушений низкой степени тяжести, таких как кража и растрата чужого имущества, а также так называемых издевательств над одноклассниками. Особенность возрастной структуры девиации — наибольшее представительство подростков в возрасте 14—16 лет, т.е. школьников средних и старших классов.